Танковый фронт

Боевое применение танков FCM36. 1940 г.

 

Боевая карьера у FCM 36 явно не сложилась. Первые два легкотанковых батальона 4e и 7e BCL (Bataillon de Chars Legers – батальон легких танков) сформировали в марте и апреле 1939 г. В них надлежало иметь по 45 танков: три боевые роты по 13 танков и 6 учебных машин. Остальные 8 использовались для обучения механиков-водителей, один танк был разрушен при испытаниях минных заграждений и ещё один служил на фабрике в качестве испытательного стенда.

25 августа 1939 г., когда во Франции была объявлена мобилизация, BCL переименовали в ВСС (Bataillons de Chars de Combat – батальон боевых танков), а среди танковых подразделений провели реорганизацию. В связи с этим, 7е ВСС включили в состав 503е RCC (Regiment de Chars de Combat – полк боевых танков), а 4е ВСС – в состав 503е RCC.

В сентябре 1939 г. оба батальона, вместе с 3е ВСС, свели в одно подразделение – 503е GBC (Groupement de Bataillons de Chars – группа танковых батальонов) и отправили в резерв 2-й армии, дислоцированной на французской территории. Первую боевую задачу перед экипажами FCM 36 поставили во второй половине дня 13 мая, когда немецкая пехота форсировала р. Меза и создала плацдарм близ Седана. Танковым и пехотным подразделениям, совместными усилиями, предстояло выбить противника, но из-за бегства пехоты с оборонительной линии в Бюлсоне скоординированной атаки не получилось. Выдвижение танков началось только утром 14 мая и буквально с марша FCM 36 пошли в бой. Близ Бюлсона танки вступили во встречное сражение с немецкими авангардными частями, подбив по докладам французских танкистов несколько бронеавтомобилей и легких танков. Однако, как только в бой вступили более тяжелые Pz. III, ситуация резко изменилась. Хотя по бронированию FCM 36 превосходил немецкие машины его слабая 37-мм пушка не могла пробить 32-мм лобовую броню “троек”. Немцы, в свою очередь, вели огонь с предельно близких дистанций, добившись значительных успехов. Когда французы оставили поле битвы, на нем остались гореть 26 из 36 участвовавших в нем FCM 36 7-го танкового батальона. Шедший позади 4-й батальон был тотчас остановлен и направлен для усиления оборонительных позиций у г. Стонн (Stonne). Через день, 15 мая, батальон понес небольшие потери во время отражения вражеских атак на город, а 23 мая его включили в состав 3e DIM.

Чуть больше недели два оставшихся батальона держали в тылу, но 9 и 10 мая их снова задействовали в безуспешной контратаке на реке Эна. Далее вплоть до подписания акта о капитуляции FCM 36 прикрывали отход французской армии на юг, потеряв за это время ещё 45 машин в схватках с немецкими танками и по техническим причинам. Таким образом, к 25 июня 1940 г. у французов осталось не более 10 машин этого типа.

Подсчитав трофеи немцы обнаружили, что в более-менее пригодном для ремонта состоянии находится большая половина оставленных французами танков. Это в полной мере касалось и FCM 36 – в течении 1940-1941 гг. восстановить удалось порядка 50 машин, но об их дальнейшем использовании немцы особо не задумывались. Вплоть до лета 1944 г. танки стояли на складах, поскольку их боеспособность была признана недостаточной. По мнению немецких танкистов (весьма справедливому), машины типа FCM 36, вооруженные короткоствольной 37-мм пушкой времен Первой Мировой войны и всего одним пулеметом имел мало шансов на успех даже с более слабо защищенным танком противника. Перевооружить французскую машину не представлялось возможным из-за тесной компоновки башни, а проводить модернизацию FCM 36 немцы не собирались.

Об этих танках вспомнили только в начале 1944 г., незадолго перед высадкой союзников в Нормандии. Точнее говоря, вспомнили не о самих танках, а о возможности использования их шасси для создания различных САУ. Работу по созданию новых видов самоходок поручили небезызвестной Строительной команде майора Беккера, расквартированной в Париже. Инженеры предложили два варианта САУ:

  • лёгкая 105-мм самоходная полевая гаубица (10.5cm leFH 16)
  • самоходное противотанковое 75-мм орудие (PaK-40).

Верхняя часть корпуса танка срезалась, а на её месте устанавливалась коробкообразная открытая сверху рубка, бортовые листы которой имели небольшие углы наклона, а в лобовом листе имелся вырез для монтажа требуемого орудия.

Самоходная гаубица создавалась для борьбы с пехотой, лёгкими бункерами и проволочными заграждениями, но это же орудие могло эффективно поражать и танки, для чего в боекомплекте имелись бронебойно-трассирующие и кумулятивные выстрелы. Основным недостатком этой самоходки была крайне низкая подвижность, доставшаяся её от оригинального FCM 36. Кроме того, гаубица имела раздельное заряжание, а бронирование было довольно слабым. По данным западных источников было построено всего 12 САУ 10,5cm. leFH 16 auf Geschutzwagen FCM (f) – все они были потеряны в боях во Франции летом-осенью 1944 г.

Противотанковых самоходных орудий 7.5 cm PaK.40/1(Sf) auf Geschutzwagen FCM36(f) было построено чуть меньше – порядка 10. Все они относились к очередной модификации “Marder I”, для последних из которых использовали шасси французских легких танков Н-39 и FCM 36, и оснащались немецким 75-мм пушкой PaK-40. Все самоходки поступили на вооружение 21 PzD и были уничтожены в боях в Нормандии.

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 
 
 

наверх