Высадка союзников во Франции, состоявшаяся 6 июня 1944 г., и их быстрое продвижение вглубь страны позволило вновь захватить довольно большое количество трофейных французских танков, в том числе B1bis. Конечно, большинство этих машин использовать по прямому назначению было очень затруднительно, но некоторое количество полученных танков всё же удалось ввести в строй.
Летом-осенью 1944 г. B1bis обоих вариантов периодически участвовали в боях на севере Франции, однако первое подразделение, укомплектованное этим типом танка, было официально создано 13 октября 1944 г. и получило название 13eme regiment de Dragons. Хотя обеспечить техническое снабжение этого полка представлялось нелёгкой задачей уже к началу ликвидации “Руанского кармана” танки B1bis находились в полной боевой готовности. Предварительно танки, среди которых были как “линейные”, так и огнемётные, прошли ремонт. Часть машин ещё успела сохранить “родное” довоенное оборудование, хотя несколько B1bis были вновь оснащены радиостанциями ER51. Из 19 имевшихся в составе 2-го танкового эскадрона танков по крайней мере один представлял собой “школьную” модификацию с демонтированной башней. Чтобы отличаться от других трофейных B1bis, оставшихся в руках у немцев, французы перекрасили свои машины в оливково-зелёный цвет и нанесли белые “союзные” звезды. Как и ранее, каждый танк получил собственное имя – “Abbville” (по названию города, у которого состоялось крупное сражение с участием B1bis), “Anoju”, “Lorraine”, “Vercors”. “ Duguesclin” и т.д.
Первое крупное сражение, в котором довелось участвовать B1bis на заключительном этапе войны в Европе, состоялось весной 1945 г. Дислоцированный около Орлеана в замке Ля Шарбонье (la Charbonniere) 2-й эскадрон 2 апреля оставляет “зимние квартиры” и выдвигается к Chavans, где остаётся в резерве около двух недель. Танки вступили в бой 15 апреля, атаковав противника у St.Georges de Didonne, а на следующий день D1bis вошли в освобожденный город Royan.
В отличие от сражений мая-июня 1940 г. спустя четыре года пехотные танки использовались более рационально. Установленная на большинстве из них 75-мм гаубица позволяла бороться с полевыми укреплениями, находясь на безопасном расстоянии от них, так что B1bis вполне успешно можно было применять в качестве САУ. Впоследствии водитель танка “Anjou” вспоминал, что день был настолько жарким, что из подвески сыпались искры, а ночью ему предстояло смазать пальцы всех гусеничных траков ручным насосом. Учитывая, что с каждого борта гусеница включала по 67 траков, эта работа была не из лёгких.
Утром 17 апреля экипажи получили новый приказ – атаковать и выбить противника из населенного пункта Pontaillac, где находился штаб адмирала Микаэлиса, который командовал немецкими войсками в этом секторе. Атака была проведена при участии трех танковых эскадронов, причем каждая машина несла “на спине” десант из 4-х пехотинцев, однако заградительный огонь оказался настолько сильным, что солдатам пришлось спуститься на землю и продолжать движение под прикрытием брони. Благо, большие размеры французского пехотного танка послужили хорошей защитой для них. Прорвав оборону противника танки 2-го эскадрона вышли в тыл немецкой группировки, после чего солдатам вермахта не оставалось ничего другого, кроме сдачи в плен. После этих тяжелых боёв эскадрон, между 23 и 28 апреля, отошел на отдых и пополнение. Попутно старые танки вновь “тряхнули стариной”, принялв участие в военном параде 22 апреля – на этом мероприятии также присутствовал генерал Ш. де Голль.
Боевое применение B1bis продолжилось 29 апреля, когда танки были задействованы для уничтожения немецких войск, занимавших оборону у города Ля-Рошель. Присутствие 2-го эскадрона понадобилось для осуществления отвлекающего удара у населенных пунктов Aigrefeuille d'Aunis и Thaire, чтобы сковать силы противника и не дать ему возможности перебросить подкрепления. Впрочем, 8 мая 1945 г. танки всё же вошли в Ля-Рошель, обеспечив окончательную капитуляцию немецкого гарнизона.
Спустя чуть более недели после завершения войны (17 мая) оставшиеся В1bis были погружены на ж/д платформы на станции Saint Jean d'Angelis и отправлены на новое место дислокации в St.Ay, что в 12 км от Орлеана. В дальнейшем французские танки, находящиеся в составе 3-й танковой дивизии, были выделены как часть оккупационных войск на территории Германии и располагались в Палатинате (Palatinat). Лишь в 1946 г. последнее подразделение, укомплектованное танками B1bis, было окончательно расформировано. |