Танковый фронт

51-й танковый батальон

51. Bataillon des Chars de Combat

I. Командный состав батальона
II. Формирование и организация

К 1923 г. все 10 построенных 2С передали в 3-й батальон 511-го танкового полка, расквартированного в военном лагере в Шалоне. В феврале 1929 г. полк расформировали, и танки 2С вошли в состав 51-го батальона тяжелых танков, расположенного в Бурже. Следует отметить, что все боевые машины получили имена собственные (по названиям исторических областей Франции) и номера, сначала однозначные, а затем двузначные: № 1 (91) Provence («Прованс»); № 2 (92) Picardie («Пикардия»); № 3 (93) Alsace («Эльзас»); № 4 (94) Bretagne («Бретань»); № 5 (95) Touraine («Турень»); № 6 (96) Anjou («Анжу»); № 7 (97) Normadie («Нормандия»); № 8 (98) Berry («Берри»); № 9 (99) Champagne («Шампань»); № 10 (90) Poitou («Пуату»).

Все это время велись работы по модернизации танков 2С и повышению их боевых качеств. На них установили радиостанции, улучшили работу подвески. В 1926 г. была принята программа по усилению бронирования и вооружения. На танке № 9 «Шампань» установили новую башню с 155-мм короткоствольным орудием, усилили броню до 50 мм, двигатели «Майбах» заменили на французские 250-сильные моторы «Соте-Арле» и изменили систему управления танком. Масса машины достигла 74 т, и она получила обозначение 2Cbis (bis — второй). Но в ходе испытаний от переделки всех танков по такой схеме отказались. На «Шампань» вновь вернули башню с 75-мм орудием и двигатели «Майбах». В 1932 г., после принятия новой программы производства тяжелых танков для французской армии, все работы по модернизации 2С были прекращены.

В марте 1936 г. 51-й батальон тяжелых танков снова стал 3-м батальоном 511-го танкового полка, вместе с которым его перевели в Верден. Примерно в это же время количество активно эксплуатировавшихся машин сократили до трех. Остальные находились на консервации в танковом парке в Вердене на случай мобилизации.

В конце августа 1939 г. 3-й батальон 511-го танкового полка опять переформировали в 51-й батальон тяжелых танков под командованием майора Фурне. В батальоне имелось 17 офицеров и 278 унтер-офицеров и рядовых. Он включал в себя штаб, взвод управления, взвод обеспечения и две роты (каждая по три взвода, во взводе один танк): 1-я рота — танки № 90, 92 и 99, 2-я рота — танки № 91, 95, 98. Через несколько недель в состав батальона вошли еще две машины: № 97 как танк командования и № 93 как машина резерва. Таким образом, количество 2С, находившихся в эксплуатации, достигло восьми. Две единицы — № 94 и № 96 — числились в ремонте.

4 ноября 1939 г. 51-й батальон покинул район Вердена и передислоцировался в Брийе, где приступил к активной боевой подготовке. Все время проходило в тренировках по вождению, стрельбе из пушек и пулеметов и демонстрации боевых качеств машин солдатам соседних частей. В конце 1939 - начале 1940 г. часть танков батальона получила дополнительную броневую защиту. Например, на 2С № 97 «Нормандия» (танк командира 51-го танкового батальона) толщину лобовой брони довели до 90 мм, бортов - до 50 - 65 мм. В результате масса машины составила 75 т.

В начале мая 1940 г. район Брийе подвергся бомбовому удару немецкой авиации. Танки рассредоточили в близлежащих лесах в готовности к отправке на фронт. 12 июня пришел приказ о переброске батальона в Ландр. Погрузка на платформы должна была закончиться ночью, но из-за отсутствия локомотивов завершилась только днем 13 июня. Удалось погрузить шесть танков: № 90, 91, 93, 97, 98 и 99. Две машины — № 92 и № 95 — вышли из строя из-за поломок, и их оставили в Брийе. В полдень двумя эшелонами танки 2С отправились в Гондрекур-ле-Шато. 14 июня оба поезда прибыли в Бадонвилль. Здесь они подверглись атаке немецких самолетов, но все обошлось без серьезных последствий.

Из-за быстрого продвижения немецких войск батальон получил задачу выдвигаться в направлении Мерикурта. Помимо воздушных атак, движение сильно замедлялось расчисткой и восстановлением железнодорожного полотна. 15 июня эшелоны прибыли в Нефшато. Накануне город бомбили, вокзал и станция были сильно повреждены. Проследовав дальше (примерно на 50 км к югу), поезда остановились у небольшой деревеньки Мез — железнодорожное полотно впереди оказалось разрушено, на нем горело несколько разбомбленных эшелонов. Поскольку выгрузить тяжелые машины без специального подъемного оборудования, имевшегося только на железнодорожных станциях, не представлялось возможным, командир батальона майор Фурне принял решение взорвать танки и отходить пешком. В 19.00 Танк № 91 «Прованс» (на фото в центре и внизу), взорванный экипажем. Район деревни Мез, 18 июня 1940 г. 16 июня 1940 г. экипажи перерезали трубы бензопроводов и подожгли свои танки. Отойдя примерно на полкилометра, они услышали, как в объятых пламенем 2С стали рваться снаряды...

Через несколько дней остатки 51-го батальона прибыли в Карло, где и Немецкий солдат осматривает танк № 90 «Пуату», взорванный своим экипажем. Район деревни Мез, 18 июня 1940 г. были расформированы. Но на этом печальном эпизоде история танков 2С не закончилась. На одной машине — № 99 «Шампань» пожар сам собою потух. Вместе с другими 2С, сгоревшими и взорванными, № 99 был захвачен 10-м танковым полком Вермахта и отправлен в Германию. На полигоне Куммерсдорф (в районе Цоссена) его отремонтировали, а осенью 1940 г. испытали. Следует отметить, что особый интерес у немцев вызвала конструкция электротрансмиссии танка. Известный немецкий конструктор Фердинанд Порше, присутствовавший при этом, использовал впоследствии данные этих испытаний при проектировании электротрансмиссии своих машин — танка «Тигр» и САУ «Фердинанд». Дальнейшая судьба танка «Шампань» неизвестна, но французкие источники утверждают, что «есть его фотография на железнодорожной платформе где-то в Восточной Германии, сделанная в 1948 г.».

III. Боевой и численный состав батальона

Состав батальона

  • Управление
    • № 97 Normadie («Нормандия») - танк командования
    • № 93 Alsace («Эльзас») - машина резерва
  • 1-я рота (1ere Compagnie)
    • № 90 Poitou («Пуату»)
    • № 92 Picardie («Пикардия»)
    • № 99 Champagne («Шампань»)
  • 2-я рота (2e Compagnie)
    • № 91 Provence («Прованс»)
    • № 95 Touraine («Турень»)
    • № 98 Berry («Берри»)

 

IV. Боевой путь батальона

 

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх