Танковый фронт

История создания и развития болгарских танковых войск

Впервые болгары познакомились с новым видом боевой техники – танками, в 1917 г., когда группе офицеров, совершавших визит в Германию, продемонстрировали захваченные танки союзников. Однако экономическое положение страны – от поражения в 1-й Мировой войне, Болгария оправилась только к 1930 г., не способствовало скорому появлению в стране собственной бронированной техники. Первый шаг в этом направлении был сделан только в 1934 г. Болгарское военное министерство приняло решение приобрести в Италии 14 танкеток 14 Fiat-Ansaldo L3/33, артиллерийские тракторы Pavesi, зенитные орудия и другое армейское имущество общей стоимостью в 17,4 млн. левов на условиях кредита сроков на 6 - 8 лет. Собственно танкетки обошлись болгарам в 10 770,6 тыс. левов. Первый транспорт с техникой пришел в порт Варна 1 марта 1935 г. Именно этот день считается датой рождения болгарских танковых войск. Тогда же из Италии поступило 14 тяжелых грузовиков-транспортеров танкеток «Рада».

Все танкетки были направлены во 2-й автомобильный батальон в Софии. Из них была сформирована 1-я танковая рота (1-ва танкова рота). Она стало подразделением 1-го инженерного полка. Офицеры роты были из состава полка, то есть инженерами. Командиром 1-й танковой роты был назначен майор Борис Тенев Славов, другие офицеры – лейтенанты Тодор Стефанов Иванов, Ангел Стефанов Нерезов и Стоян Стоянов. В штате роты состояло 4 офицера и 86 рядовых. Стоит отметить, что болгарские танкетки были вооружены 8-мм пулеметами Schwarzlose вместо итальянских FIAT 35 или Breda 38. Именно этот калибр был стандартным на тот период в болгарской армии.

2-я танковая рота (2-ра танкова рота), возглавил которую майор Славов, была сформирована в 1936 г. со штатом в 167 человек. Причем танков она не имела. 4 сентября 1936 г. болгарское военное министерство подписало с британской компанией British Vickers-Armstrong соглашение о поставках в страну 8 легких танков Vickers 6-ton Mark E в однобашенной версии, с 47-мм орудием Vickers и одним пулеметом производства той же фирмы.

Танки обошлись болгарам в 25 598 тыс. левов, с учетом запасных частей и боеприпасов. Договор был утвержден правительством Болгарии через месяц – 4 октября 1936 г. Первые танки начали прибывать в начале 1938 г. По 4 танка направили в два взвода. В конце года 2-я танковая рота принимала участие в учениях вместе с моторизированным пехотным полком и моторизированной артиллерией. Обе танковые роты участвовали в 1939 г. в маневрах близ города Попово.

1 января 1939 г. обе роты были объединены в 1-й танковый батальон. Его командиром стал майор Тодор Иванов Попов. 1-ю роту (Ansaldo) возглавил лейтенант Иван Иванов Гюмбабов, 2-ю роту (Vickers) – лейтенант Тодор Стефанов Иванов. Батальон имел штаб, две танковые роты, отделение ремонта техники, всего – 173 военнослужащих. Формально батальон был приписан к школе офицеров запаса, однако, в реальности 1-я рота базировалась на южной границе – в Коларово и Карманлийско, а 2-я рота – в районе Полски Трмбеш и Русенско, вместе с 5-й пехотной дивизией «Дунав».

В феврале 1940 г. болгарская армия получила по низкой цене из Германии 26 чехословацких танков Skoda LT-35, еще 10 ожидались в течение лета. Они составили матчасть 3-й танковой роты, командиром которой, был назначен капитан Александр Иванов Босилков. С 10 июля 1940 г. танковый батальон базировался в районе Лозена и Любимеца на границе с Турцией. Это не касалось его первой роты, принимавшей формальное (не воевала) участие в аннексии румынской территории Добруджа.

По соглашению с Германией от 23 апреля 1941 г., болгары приобрели 40 танков Renault R-35. Цена составила 2,35 млн. немецких марок. Трофейные французские машины находились в плачевном техническом состоянии и могли использоваться только в качестве учебных. Тем не менее, из них были сформированы четыре роты, составивших 2-й танковый батальон.

Весной 1941 г. Болгария объявила о проведении частичной мобилизации. Вскоре после этого, был создан 2-й танковый батальон, который вместе с первым батальоном, вошли в состав 1-го танкового полка. О его формировании было объявлено 25 июня 1941 г. в Софии. Он стал основой танковой бригады. В нее вошли штабные, разведывательные, броневые, мотопехотные, моторизированные артиллерийские, специальные моторизированные, медицинские подразделения и подразделения обслуживания. Полк был расквартирован в бараках 1-го кавалерийского полка и подчинялся армейскому штабу. Первым командиром танкового полка стал майор Тодор Иванов Попов.

В конце июля, 1-й танковый полк был переведен на новое место – в лагерь «Князь Симеон», в 10 км к западу от Софии. Главной проблемой танкистов стал недостаток радиооборудования, им были укомплектованы танки Skoda, однако почти полностью лишены Renault. Болгары вполне обоснованно считали, что это стало результатом саботажа со стороны французов, которые готовили танки к отправке на Балканы. В частности, этой точки зрения придерживался новый командир полка подполковник Гено К. Генов. Другой проблемой была неопытность болгарских танкистов – в боях им участвовать не довелось. На 15 августа полк насчитывал 1 802 офицера и нижних чинов.

В октябре 1941 г. у танкистов появился шанс отличиться. Танковый полк был направлен на восток Болгарии, к городу Ямбол, где намечались военные учения. И тут себя «показали» танки Renault 2-го батальона. Многие из них «встали» по пути к району маневров из-за механических поломок и дорожных условий. Фактически батальон в учениях участия не принимал. Гораздо надежнее оказались Skoda двух рот 1-го батальона и Vickers-ы отдельной 2-й танковой роты.

В конце 1941 г. бригада претерпела незначительные штатные изменения. Ее инженерная рота получила доселе отсутствовавшую мостовую колонну.

19 марта 1942 г. два взвода бригады участвовали в огневых испытаниях. Один взвод из 5 Skoda стрелял по целям на дистанциях 200 и 400 метров из 37-мм орудий и показал, по мнению болгарских и немецких наблюдателей, хорошие результаты. Танкисты из взвода Renault стреляли только из пулеметов, их экипажам по-прежнему не доставало опыта.

В марте 1942 г. бригада имела следующее количество боевой техники:

  • Штаб бригады: 3 Skoda LT-35 (1 танк с радиооборудованием)
  • Штаб танкового полка: 2 Skoda LT-35 (1)
    • I танковый батальон
      • штаб: 2 Skoda LT-35 (1)
      • 1-я рота: 17 Skoda LT-35 (4)
      • 2-я рота: 17 Skoda LT-35 (4)
      • 3-я рота: 8 Vickers Mk. E и 5 Ansaldo L3/33 - Интересно, что рота Vickers считалась не танковым, а наоборот, противотанковым подразделением.
    • II танковый батальон
      • штаб: 1 Renault R-35 (1) и 3 Ansaldo L3/33
      • 1-я рота: 13 Renault R-35 (все без радиооборудования)
      • 2-я рота: 13 Renault R-35 (все без радиооборудования)
      • 3-я рота: 13 Renault R-35 (все без радиооборудования)
  • Разведывательный отряд: 5 Ansaldo L3/33

Весной 1942 г. бригаде передали моторизированную батарею ПВО. Она имела 15 - 20-мм орудий и 15 легких пулеметов.

Немцы отмечали значительный прогресс в развитии бригады, однако германские советники отмечали и большие недостатки. Главным из них была матчасть бригада – тихоходные, лишенные радиостанций Renault R-35, в боевых условиях нельзя было применять в одном эшелоне: бригада могла быть задействована только по частям. Выход видели в полной замене французских машин – либо на Skoda, либо на танки немецкого производства с 75-мм орудиями. Также болгары нуждались в бронеавтомобилях для разведывательного подразделения, легких минометах для пехотного полка, мостоукладчиках для инженерной роты.

В период с 29 по 31 мая 1942 г., бригада принимала участие в учениях близ Софии, которые показали некоторое улучшение элементов взаимодействия танкистов и пехотинцев. Действия бригадной разведки, ряда других подразделений, были оценены как «плохие». Болгарское командование приняло решение: вызвать немецкого специалиста. 11 июля такой специалист прибыл в Софию. Это был подполковник фон Бюлов (von Bulow). Его главной задачей стала координация действий танкистов, артиллеристов и пехотинцев на поле боя. Постепенно усилия немца стали приносить свои плоды. Если на учениях в Димитрово, близ города Перник, в конце августа, старые проблемы бригады вновь дали о себе знать, то на маневрах в районе Стара Загора, с 14 по 20 октября 1942 г., «броневичи» показали себя по оценкам офицеров генштаба, «хорошо». Кстати, к этому времени, бригада насчитывала уже 3 809 бойцов и офицеров.

В конце 1942 г., болгары, озабоченные поставками оружия из Германии в Турцию, их традиционному противнику, обратились к немцам с просьбой о помощи в перевооружении их армии. Согласно плану, одобренному Военным министерством Болгарии и Верховным командованием Вермахта (OKW) 5 января 1943 г., предполагалось вооружить немецким оружием 10 пехотных дивизий, кавалерийскую дивизию и две танковых бригады. Почти сразу болгары и немцы разошлись в понятии «танковая бригада». Немцы настаивали, чтобы бригада имела один танковый полк с одним танковым батальонам. Болгары считали, что полк должен быть двухбатальонным.

Не сошлись стороны и в объемах поставок техники. Немцы, первоначально хотели ограничиться передачей своим союзникам 12 средних танков Pz. Kpfw. IV и 20 штурмовых орудий 20 StuG. III. Этого было явно недостаточно для перевооружения даже одной, уже существующей танковой бригады. Шефу германской военной миссии в Болгарии, полковнику Генерального штаба Гейнриху Гауде (Heinrich Gade) было поручено разработать для болгар новую схему организации танкового полка до 1 июля 1943 г.

Гауде рекомендовал оставить танки Skoda в танковом полку, а медленные и слабовооруженные Renault полностью убрать из него, сформировав из техники этого типа специальные подразделения поддержки пехоты армейского уровня. 8 Vickers полковник рекомендовал передать в артиллерийские части, в качестве бронированных машин артиллерийских наблюдателей. Роль Fiat-Ansaldo немецкий офицер видел как бронированные санитарные машины и транспортеры боеприпасов. Также Гейнрих Гауде заявил о необходимости создания в болгарской армии двух - трех батарей штурмовых орудий (54 - 55 StuG. III), что должно было повысить боевой дух и наступательные возможности болгарских войск.

Согласно предложениям Гауде структура танкового полка должна была быть следующей: штаб полка, два танковых батальона, в каждом из которых по две роты средних танков и рота легких танков. В ротах средних и легких танков предполагалось иметь один Fiat-Ansaldo ремонтного подразделения и один – для медиков. Полный состав полка выглядел так:

  • 12 - Pz.Kpfw. IV
  • 20 - StuG. III
  • 37 - Skoda
  • 14 - Fiat-Ansaldo

Уже весной 1943 г. план переформирования бригады начали приводить в действие. 41 офицер и 37 сержантов бригады 12 апреля отправили обучаться в немецкую танковую школу в Вюнсдорф (Wunsdorf) и на специальные курсы для экипажей Pz. Kpfw. IV и StuG. III в сербском городе Ниш.

Между тем, болгарское военное министерство в это время приняло решение отклонить предложение германских советников. В результате, Renault, вместе с 5 StuG. III должны были остаться во втором батальоне полка, а Skoda и Pz.Kpfw. IV – в первом батальоне. Остальные 15 StuG. III передавались в качестве отдельного подразделения артиллерийской бригаде танкового полка. Немцам, ничего не оставалось, как увеличить поставки Pz.Kpfw. IV с 12 до 43 единиц. Оставались в силе и договоренности по передаче болгарам StuG. III. По новому плану, согласованному сторонами 24 мая 1943 г., структура танковой бригады должна была быть следующей:

  • Штаб бригады
  • Штаб полка
  • I танковый батальон (1, 2 средние, 3 легкая танковая роты)
  • II танковый батальон (4 средняя, 5, 6 легкие танковые роты)
  • III танковый батальон (7, 8, 9 легкие танковые роты).

Всего: 36 Skoda, 43 Pz. Kpfw. IV, 38 Renault.

10 июня 1943 г. в составе бригады была сформирована батарея штурмовых орудий. Главным инструктором стал немецкий капитан Небель (Nebel). Обучение шло плохо. Командир подразделения подполковник Генов постоянно жаловался немцам на «нехватку топлива, плохую погоду и нехватку грамотного персонала». В итоге на маневрах в районе Софии в августе 1943 г. «самоходчики» получили оценку «неудовлетворительно». Впрочем, с таким же успехом, на учениях сработала и вся танковая бригада.

3 сентября 1943 г. в Болгарию прибыли первые 46 танков Pz. IVG, которые именовались болгарами «Майбах T-IV».

Приказом Министерства обороны Болгарии № 37 от 29.09.1943 г. 1 октября 1943 г. на базе танкового полка была создана Танковая бригада («Бронирана бригада»). Танки Renault были выведены из ее состава – в дальнейшем их планировалось использовать против партизан. Все машины находились в городе Сливен, 10 танков затем были приданы 29-й пехотной дивизии со штабом в городе Вране (Vranje) в Сербии, в болгарской оккупационной зоне. Бронетехнику планировалось использовать против коммунистических партизан Иосипа Броз Тито.

После очередной реорганизации бригада имела три танковых батальона, по две роты Pz. Kpfw. IV в каждом и по одной роте Skoda. III танковый батальон был учебным. Произошло расширение инженерной роты до штатов батальона. В него вошло две саперных рота и рота мостоукладчиков. Запланированное расширение сигнальной роты до батальона до конца 1943 г. выполнено не было. По-прежнему не хватало обученных экипажей. Так роту из 14 Pz. Kpfw. IV приходилось только 55 танкистов – офицеров и рядовых, при том, что экипаж танка составлял 5 человек. В ноябре 1943 г., в виду невозможности решения этих проблем, немцы сменили куратора бригады по учебной части – вместо подполковника фон Бюлов (von Bulow) им стал майор Кагл (Kahl). Чуть позже его сменил волевой полковник Юнгенфельдт (Jungenfeldt).

Между тем, моральный дух бригады был невысоким. Немцы отмечали прорусские настроения среди ее солдат и офицеров, увлечение панславянскими идеями, которые еще более усиливались по мере поражений германской армии на восточном и итальянском фронтах. Более того, инструктора даже считали, что из нежелания воевать, некоторые болгарские офицеры бригады, саботируют учебный процесс.

Всего в соответствии с программой перевооружения (получившей условное название «план Барбара») немцы поставили в Болгарию 61 танк Pz.Kpfw. IV, 10 танков Pz.Kpfw. 38(t), 55 штурмовых орудий StuG 40, 20 бронемашин (17 Sd.Kfz. 222 и 3 Sd.Kfz. 223). Моторизация болгарской армии продолжалась доставкой 40 австрийских гусеничных тягачей RSO/01 фирмы «Штейр» и 40 полугусеничных тягачей типа 2-т «Маультир» тип 3000S/SSM, сделанных на заводах «Форд-Верке» AG в Кельне на основе австрийского грузовика Форд V3000S.

К 15 декабря 1943 г. немцы планировали, что в бригаде будет следующее количество бронетехники:

  • I танковый батальон: 28 - Pz. IV и 16 - Skoda
  • II танковый батальон: 28 - Pz. IV и 16 - Skoda
  • III танковый батальон: получение танков к этому времени не планировалось
  • разведывательное подразделение: бронеавтомобили – 13 x Sd. Kfz. 222 и 7 x Sd.Kfz. 223

 

В январе 1944 г., несмотря на «неучастие» сухопутных войск Болгарии во Второй мировой войне, бронетанковые части страны понесли первые боевые потери. 10 января 15-й воздушный флот ВВС США нанес тяжелый удар по Софии, принесший разрушения городской инфраструктуры и сотни погибших – военных и гражданских. Болгарское командование решило «рассредоточить» подразделения танковой бригады, справедливо опасаясь ненужных потерь. Артиллерийский полк перевели в Вакарел, танковый полк в Новихан (25 км от Софии), противотанкистов, разведчиков и инженерный батальон – Самоков, в 25 км от Софии.

В ходе январских бомбардировок подразделение штурмовых орудий потерь материальной части не имело. Однако погибло 7 военнослужащих. «Штурмовиков» вывели в Новоселце (24 км к юго-востоку от Софии), где StuG-и выполняли и роль устрашения местных прокоммунистических партизан.

Параллельно, в Хасково, в декабре 1943 г. началось формирование второго подразделения штурмовых орудий. Его структура была следующей: штаб подразделения, штабная батарея с двумя StuG, три батареи, в каждой из которых по три взвода по две самоходки в каждом. Штурмовые орудия имели и командиры батарей.

В январе - феврале 1944 г. в 1-ю танковую бригаду было призвано 400 резервистов. Они должны были пополнить танковый полк.

В феврале 1944 г. из Германии пришло долгожданное пополнение. Правда, вместо обещанных 25 Pz. Kpfw. I, немцы поставили не нравившуюся болгарам французскую технику. Это были 19 легких Hotchkiss H-39 и 6 средних Somua S-35. Болгары приняли решение передать их в полицию и пограничным силам. Таким образом, технику задействовали в антипартизанских операциях.

Зиму и весну 1944 г., на фоне ухудшающегося для немцев положения на Восточном фронте, танковая бригада, провела в учениях. 10 мая был получен приказ – привести бригаду в полную боевую готовность в течение 5 дней. 1 июня Гауде направил рапорт командованию Вермахта (OKW) о ситуации в болгарской танковой бригаде. Готовность танкового полка он оценивал в 70 - 75 %. Полку не хватало технически грамотных специалистов – инженеров и ремонтников. Боеготовы на 85 % были танки Pz. Kpfw. IV, остальные можно было привести в порядок за две недели. Но из Skoda на ходу было от силы 20 танков. Остальные стояли из-за нехватки запасных частей. Лучше было с грузовиками – готовы были 85 - 90 % от общего количества. В целом общий вывод Гауде был следующим: до конца июля к реальным боям бригада готова не будет.

Кроме того, немцы предложили болгарам сменить командира бригады. По их мнению, полковник Генов не располагал необходимым уровнем технических знаний. Они также считали, что офицер был «протеже» умершего болгарского царя Бориса III. Однако, по всей видимости, главным было другое: Генов не проявлял должной «любви» к представителям Германской миссии в Болгарии, и часто игнорировал их «ценные советы».

Наконец, 12 августа бригада была признана готовой к участию в боевых действиях. Обучение танкистов по немецким канонам было завершено. Германские офицеры начали покидать бригаду, в которой осталась только 13 специалистов-связистов во главе с лейтенантом Ирмшером (Irmscher).

Германская техника прибывала в Болгарию в течение всего лета. Лишь в августе, с началом трений между союзниками, поставки стали сокращаться. 25 числа немцы приняли решение остановить состав с танками и боеприпасами для Болгарии, и передать матчасть и амуницию своим частям, сражавшимся на Балканах.

Более того, немцы разработали и секретный план по нейтрализации ставших опасными для них самих болгарских бронетанковых войск. Согласно плану Collins специалисты германской танковой школы в сербском городе Ниш, должны были действовать как настоящие диверсанты, приводя болгарскую бронетехнику в состояние технической негодности.

Всего было создано четыре «шпионские» группы:

  • 1-я должна была действовать в районе Пловдива против II батальона штурмовых орудий.
  • 2-я и 3-я: районы Пловдив и Пазарджик - против танкового полка.
  • 4-я – в районе Софии против I батальона штурмовых орудий.

Планировалось сосредоточить диверсантов в немецком военном лагере в Пловдиве. Однако уже в начале сентября происходившие в Болгарии события сделали осуществление немецкого плана невозможным. Пронацисткий режим в стране разрушался на глазах.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх