|
Производство бронетанковой техники в Ирландии |
Бронеавтомобиль Mk.III |
В начале 1930-х гг. была ирландской армией инициирована постройка бронеавтомобиля, который должен был заменить машины устаревших типов. Одним из важных условий было использование шасси автомобилей, производимых в Ирландии, чтобы избежать зависимости от зарубежных комплектующих. В качестве основы выбрали ходовую часть трехосного грузовика Leyland с колесной формулой 6х4. Колеса переднего моста были одинарными, колеса двух задних мостов - сдвоенные. Шины пневматические, подвеска на листовых рессорах. На раму ходовой части был установлен бронекорпус с толщиной броневых листов от 7 до 15 мм. Конструкция корпуса была во многом аналогична шведскому "ландсверку", поскольку в качестве прототипа был выбран именно L-180. В передней части, под бронированным капотом, устанавливался бензиновый 6-цилиндровый Leyland “Terrier” мощностью 80 л.с. и трансмиссия от грузовика с демультипликатором. Ручная коробка передач позволяла двигаться на 4-х скоростях вперед и на 2-х скоростях задним ходом. Для лучшего охлаждения в лобовом листе капота и по его бортам выполнили вырезы под установку жалюзи. Доступ к агрегатам силовой установки обеспечивался через два люка на крыше моторного отсека.
Из-за более длинной колесной базы соответственно увеличиалсь длина боевого отделения, которое было совмещено с отделением управления. Компоновка Leyland Armored Car также практически полностью заимствовалась от "ландсверка" с двумя постами управления: спереди размщалось места водителя (справа) и пулеметчика (слева), за ними находились места для командира машины и второго водителя. Посадка экипажа машины производилась через две большие двери в бортах корпуса. Рядом имелись крепления для инструкментов и ящиков с запасными частями.
В виду нехватки броневого проката и производственных мощностей первый прототип оснащался двумя башнями от старого бронеавтомобиля Peerles Armored Car, постепенно снимаемых с вооружения. Соответственно, первоначальное вооружение состояло из двух 7,71-мм пулеметов Vickers.
Испытания первого опытного образца (номер ZC 773), проведенные в середине 1930-х гг., выявили несколько существенных недостатков, но в целом Leyland отвечал требованиям военных. Выпуск серийной продукции (всего было заказано 3 машины с номерами от ZC 774 до ZC 776) был намечен на 1936 г., но тут возник целый ряд новых проблем, связанный в первую очередь с неготовностью ирландских предприятий выпускать боевые машины, в процессе сборки которых активно использовалась сварка. Пришлось командировать одного из армейских специалистов в Великобританию, и только после его возвращения началось производство бронеавтомобилей.
Все заказанные машины были получены с июля 1937 по март 1940 гг. От прототипа они отличались видоизмененным корпусоми новыми башнями, полученными из Швеции и аналогичными тем, что устанавливались на бронеавтомобили Landsverk L-180. Вооружение Leyland усилили за счет установки 20-мм автоматической пушки и двух 7,7-мм пулеметов Madsen, один из которых монтировался рядом с орудием.
Карьера у Leyland Armored Car оказалась на редкость продолжительной, хотя в боеспособном состоянии постоянно находилось не более 3-х машин. Например, к началу 1939 года ирландская армия всего 21 единицей бронетехники, среди которых было 13 Rolls Royce Armored Car, 3 Leyland Armored Car и два танка Landsverk L-60 из состава Cavalry School. Впрочем, уже к началу 1941 года количество бронемашин среднего типа было увеличено до 13 единиц (правда сколько среди них было "лейландов" не сообщается). |
Бронеавтомобиль Mk.IV |
Летом 1940 г. когда обстановка вблизи ирландских границ обострилась до предела, генеральному штабу пришлось признать, что Кавалерийский Корпус, являвшийся основной ударной силой армии, не обладаем достаточной технической оснащенностью. В итоге, 5 июля вышло распоряжение о начале создания "The Improvised Armoured Cars" – импровизированных бронеавтомобилей. Во многом эта программа была аналогична британской. В создании одной из первых таких машин приняли участие специалисты фирм GSR (Great Southern Railway Company) и IW (Inchicore Works). Изучив имевшуюся материальную базу ирландской армии, у которой на хранении продолжали оставаться различные бронемашины, инженеры пришли к выводу, что можно будет заимствовать от них отдельные агрегатов.
Получившийся проект бронеавтомобиля Mk.IV представлял собой симбиоз из элементов носовой части бронекорпуса наподобие бронеавтомобиля L-180, башни и деревянных ящиков ЗИП от Rolls-Royce Armored Car и шасси 2-тонного коммерческого грузовика Morris (номер IP2853). Об испытаниях этой машины информации, как и фотографий, не сохранилось.
Тем не менее, проект был признан успешным и следующая машина, для которой использовалось шасси 2-х или 3-х тонного грузовика Ford с 134-дюймовой базой (3 400 мм), была принята к строительству ограниченной серией. Всего было поставлено 7 шасси (номера 1189 ZD, 1523 ZD – 1528 ZD) без кабин и кузовов, вместо которых был установлен бронекорпус простой формы. Интересной особенностью этого бронеавтомобиля было отсутствие заднего хода, что вызвало немало шуток в его адрес. Экипажи шутили, что реверс машине не нужен, поскольку ирландцы не собираются никуда бежать.
На испытаниях, проведенных в конце 1940 г., выяснилось, что из-за неравномерного распределения массы машина трудноуправляема. Ответом стало размещение в кормовой части почти тонны нагрузки, состоявшей из железных листов. Дополнительно была доработана трансмиссия. Как таковой брони на этом “бронеавтомобиле” не было – в то время в Ирландии ощущалась острая нехватка броневой стали, в результате чего корпуса изготовляли из стали повышенной твердости, что обеспечивало защиту от пуль небольшого калибра.
В течении войны семь Ford Armored Car Mk.IV несли боевое дежурство, охраняя аэродромы и другие военные объекты. Первый прототип отправили на слом в 1946 г., а серийные машины – в 1954 г. |
Бронеавтомобиль Mk.V |
Следом за импровизированным бронеавтомобилем Mk.IV в Ирландии приступили к постройке другой боевой машины, позднее обозначенной как Mk.V. Её спроектировали майор Дж.В.Лоулесс (J.V.Lawless) и командант А.В.Мейн (A.W.Mayne), которые решили использовать опыт, накопленный при изучении конструкции британского бронеавтомобиля Rolls-Royce и отечественного Leyland. Хотя эти машины относились к периоду Первой Мировой войны, ничего более современного, за исключением единственного Landsverk L-180, у ирландцев тогда не было. Со снятых к тому времени с вооружения бронеавтомобилей Peerless заимствовали демонтированные башни, что позволило оснастить ими 14 новых машин. Вооружение, как и раньше, состояло единственного 8-мм пулемета Hotchkoss.
Для постройки бронеавтомобилей была выбрана фирма Thomas Thompson and Son из Карлоу (Carlow). За основу было выбрано шасси коммерческого автомобиля Ford с колесной формулой 4х2 и укороченной до 122 дюймов (3 100 мм) базой. Всего было собрано 6 машин типа Ford Armored Car Mk.V (регистрационные номера ZD 1736 - ZD 1741), которые служили на территории Ирландии до 1954 г. включительно.
|
Бронеавтомобиль Mk.VI |
Следующим вараинтом ирландского армейского бронеавтомобиля стал Armored Car Mk.VI, также разработанный майором Дж.В.Лоулесс (J.V.Lawless) и командантом А.В.Мейн (A.W.Mayne). Главной целью ставилось общее улучшение боевых качеств машин без внесения радикальных доработок в её конструкцию. Таким образом, было принято решение использовать незначительно доработанный корпус от Armored Car Mk.VI на который предполагалось установить башню типа "ландсверк" с пулеметно-пушечным вооружением. |
Бронеавтомобиль Mk.VII |
В 1941 г. ирландская армия, оставшаяся без современной боевой техники, поставки которой осуществлялись из-за границы, выдала спецификацию на постройку тяжелого бронеавтомобиля с колесной формулой 4х2. Столь необычное решение было обусловлено несколькими причинами. Прежде всего, надо было наращивать военную мощь, а наиболее современными представителями бронетанковых сил Ирландии были шведский бронеавтомобиль L-180 и два легких танка L-60. Кроме того, ирландская промышленность испытывала острый недостаток броневой стали, а у инженеров не было необходимого опыта. Тем не менее, силами майора Дж.В.Лоулесса (J.V.Lawless) и А.В.Мейна (A.W.Mayne), такой бронеавтомобиль был построен. Бронировку и установку корпусов производила ирландская фирма Thomas Thompson and Son.
Всего было построено пять бронеавтомобилей этого типа, шасси которых имели регистрационные номера ZC 9483 - ZC 9487, в двух модификациях. Вариант Armored Car Mk.VII (что означало седьмой тип боевой машины) оснащался 20-мм автоматической пушкой и 7,92-мм пулеметом фирмы Madsen. Вторая модификация – Armored Car Mk.VIII, получила 12,7-мм и 7,71-мм пулеметы с водяным охлаждением фирмы Vickers. Все поставленные машины служили в 1-м Броневом Эскадроне (1st Armoured Squadron) примерно с зимы 1942-1943 гг. и окончательно были сняты с эксплуатации только в 1962 году. |
|
|
|
|
|
|
|