Танковый фронт

Производство бронетанковой техники в Ирландии

Бронеавтомобиль Mk.III

В начале 1930-х гг. была ирландской армией инициирована постройка бронеавтомобиля, который должен был заменить машины устаревших типов. Одним из важных условий было использование шасси автомобилей, производимых в Ирландии, чтобы избежать зависимости от зарубежных комплектующих. В качестве основы выбрали ходовую часть трехосного грузовика Leyland с колесной формулой 6х4. Колеса переднего моста были одинарными, колеса двух задних мостов - сдвоенные. Шины пневматические, подвеска на листовых рессорах. На раму ходовой части был установлен бронекорпус с толщиной броневых листов от 7 до 15 мм. Конструкция корпуса была во многом аналогична шведскому "ландсверку", поскольку в качестве прототипа был выбран именно L-180. В передней части, под бронированным капотом, устанавливался бензиновый 6-цилиндровый Leyland “Terrier” мощностью 80 л.с. и трансмиссия от грузовика с демультипликатором. Ручная коробка передач позволяла двигаться на 4-х скоростях вперед и на 2-х скоростях задним ходом. Для лучшего охлаждения в лобовом листе капота и по его бортам выполнили вырезы под установку жалюзи. Доступ к агрегатам силовой установки обеспечивался через два люка на крыше моторного отсека.

Из-за более длинной колесной базы соответственно увеличиалсь длина боевого отделения, которое было совмещено с отделением управления. Компоновка Leyland Armored Car также практически полностью заимствовалась от "ландсверка" с двумя постами управления: спереди размщалось места водителя (справа) и пулеметчика (слева), за ними находились места для командира машины и второго водителя. Посадка экипажа машины производилась через две большие двери в бортах корпуса. Рядом имелись крепления для инструкментов и ящиков с запасными частями.

В виду нехватки броневого проката и производственных мощностей первый прототип оснащался двумя башнями от старого бронеавтомобиля Peerles Armored Car, постепенно снимаемых с вооружения. Соответственно, первоначальное вооружение состояло из двух 7,71-мм пулеметов Vickers.

Испытания первого опытного образца (номер ZC 773), проведенные в середине 1930-х гг., выявили несколько существенных недостатков, но в целом Leyland отвечал требованиям военных. Выпуск серийной продукции (всего было заказано 3 машины с номерами от ZC 774 до ZC 776) был намечен на 1936 г., но тут возник целый ряд новых проблем, связанный в первую очередь с неготовностью ирландских предприятий выпускать боевые машины, в процессе сборки которых активно использовалась сварка. Пришлось командировать одного из армейских специалистов в Великобританию, и только после его возвращения началось производство бронеавтомобилей.

Все заказанные машины были получены с июля 1937 по март 1940 гг. От прототипа они отличались видоизмененным корпусоми новыми башнями, полученными из Швеции и аналогичными тем, что устанавливались на бронеавтомобили Landsverk L-180. Вооружение Leyland усилили за счет установки 20-мм автоматической пушки и двух 7,7-мм пулеметов Madsen, один из которых монтировался рядом с орудием.

Карьера у Leyland Armored Car оказалась на редкость продолжительной, хотя в боеспособном состоянии постоянно находилось не более 3-х машин. Например, к началу 1939 года ирландская армия всего 21 единицей бронетехники, среди которых было 13 Rolls Royce Armored Car, 3 Leyland Armored Car и два танка Landsverk L-60 из состава Cavalry School. Впрочем, уже к началу 1941 года количество бронемашин среднего типа было увеличено до 13 единиц (правда сколько среди них было "лейландов" не сообщается).

Бронеавтомобиль Mk.IV

Летом 1940 г. когда обстановка вблизи ирландских границ обострилась до предела, генеральному штабу пришлось признать, что Кавалерийский Корпус, являвшийся основной ударной силой армии, не обладаем достаточной технической оснащенностью. В итоге, 5 июля вышло распоряжение о начале создания "The Improvised Armoured Cars" – импровизированных бронеавтомобилей. Во многом эта программа была аналогична британской. В создании одной из первых таких машин приняли участие специалисты фирм GSR (Great Southern Railway Company) и IW (Inchicore Works). Изучив имевшуюся материальную базу ирландской армии, у которой на хранении продолжали оставаться различные бронемашины, инженеры пришли к выводу, что можно будет заимствовать от них отдельные агрегатов.

Получившийся проект бронеавтомобиля Mk.IV представлял собой симбиоз из элементов носовой части бронекорпуса наподобие бронеавтомобиля L-180, башни и деревянных ящиков ЗИП от Rolls-Royce Armored Car и шасси 2-тонного коммерческого грузовика Morris (номер IP2853). Об испытаниях этой машины информации, как и фотографий, не сохранилось.

Тем не менее, проект был признан успешным и следующая машина, для которой использовалось шасси 2-х или 3-х тонного грузовика Ford с 134-дюймовой базой (3 400 мм), была принята к строительству ограниченной серией. Всего было поставлено 7 шасси (номера 1189 ZD, 1523 ZD – 1528 ZD) без кабин и кузовов, вместо которых был установлен бронекорпус простой формы. Интересной особенностью этого бронеавтомобиля было отсутствие заднего хода, что вызвало немало шуток в его адрес. Экипажи шутили, что реверс машине не нужен, поскольку ирландцы не собираются никуда бежать.

На испытаниях, проведенных в конце 1940 г., выяснилось, что из-за неравномерного распределения массы машина трудноуправляема. Ответом стало размещение в кормовой части почти тонны нагрузки, состоявшей из железных листов. Дополнительно была доработана трансмиссия. Как таковой брони на этом “бронеавтомобиле” не было – в то время в Ирландии ощущалась острая нехватка броневой стали, в результате чего корпуса изготовляли из стали повышенной твердости, что обеспечивало защиту от пуль небольшого калибра.

В течении войны семь Ford Armored Car Mk.IV несли боевое дежурство, охраняя аэродромы и другие военные объекты. Первый прототип отправили на слом в 1946 г., а серийные машины – в 1954 г.

Бронеавтомобиль Mk.V

Следом за импровизированным бронеавтомобилем Mk.IV в Ирландии приступили к постройке другой боевой машины, позднее обозначенной как Mk.V. Её спроектировали майор Дж.В.Лоулесс (J.V.Lawless) и командант А.В.Мейн (A.W.Mayne), которые решили использовать опыт, накопленный при изучении конструкции британского бронеавтомобиля Rolls-Royce и отечественного Leyland. Хотя эти машины относились к периоду Первой Мировой войны, ничего более современного, за исключением единственного Landsverk L-180, у ирландцев тогда не было. Со снятых к тому времени с вооружения бронеавтомобилей Peerless заимствовали демонтированные башни, что позволило оснастить ими 14 новых машин. Вооружение, как и раньше, состояло единственного 8-мм пулемета Hotchkoss.

Для постройки бронеавтомобилей была выбрана фирма Thomas Thompson and Son из Карлоу (Carlow). За основу было выбрано шасси коммерческого автомобиля Ford с колесной формулой 4х2 и укороченной до 122 дюймов (3 100 мм) базой. Всего было собрано 6 машин типа Ford Armored Car Mk.V (регистрационные номера ZD 1736 - ZD 1741), которые служили на территории Ирландии до 1954 г. включительно.

 

Бронеавтомобиль Mk.VI

Следующим вараинтом ирландского армейского бронеавтомобиля стал Armored Car Mk.VI, также разработанный майором Дж.В.Лоулесс (J.V.Lawless) и командантом А.В.Мейн (A.W.Mayne). Главной целью ставилось общее улучшение боевых качеств машин без внесения радикальных доработок в её конструкцию. Таким образом, было принято решение использовать незначительно доработанный корпус от Armored Car Mk.VI на который предполагалось установить башню типа "ландсверк" с пулеметно-пушечным вооружением.

Бронеавтомобиль Mk.VII

В 1941 г. ирландская армия, оставшаяся без современной боевой техники, поставки которой осуществлялись из-за границы, выдала спецификацию на постройку тяжелого бронеавтомобиля с колесной формулой 4х2. Столь необычное решение было обусловлено несколькими причинами. Прежде всего, надо было наращивать военную мощь, а наиболее современными представителями бронетанковых сил Ирландии были шведский бронеавтомобиль L-180 и два легких танка L-60. Кроме того, ирландская промышленность испытывала острый недостаток броневой стали, а у инженеров не было необходимого опыта. Тем не менее, силами майора Дж.В.Лоулесса (J.V.Lawless) и А.В.Мейна (A.W.Mayne), такой бронеавтомобиль был построен. Бронировку и установку корпусов производила ирландская фирма Thomas Thompson and Son.

Всего было построено пять бронеавтомобилей этого типа, шасси которых имели регистрационные номера ZC 9483 - ZC 9487, в двух модификациях. Вариант Armored Car Mk.VII (что означало седьмой тип боевой машины) оснащался 20-мм автоматической пушкой и 7,92-мм пулеметом фирмы Madsen. Вторая модификация – Armored Car Mk.VIII, получила 12,7-мм и 7,71-мм пулеметы с водяным охлаждением фирмы Vickers. Все поставленные машины служили в 1-м Броневом Эскадроне (1st Armoured Squadron) примерно с зимы 1942-1943 гг. и окончательно были сняты с эксплуатации только в 1962 году.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх