Первым самостоятельным формированием боевых машин было организованное 29 октября 1920 г. Управление особых боевых частей, куда вошли все имевшиеся к тому времени бронепоезда и бронеавтомобили, с расположением в Миловицах. 7 июня 1922 г. Министерство народной обороны вместо Управления создало танковый батальон (Рrароr). В него входили семь взводов БА и три группы бронепоездов. Танки же входили в его учебную роту.
В 1929 г. танковый батальон (PUV) претерпел реорганизацию. В него входила рота БА (взвод танков, два взвода БА), рота бронепоездов. Чуть позже в полк вошел эскадрон бронеавтомобилей из трех взводов по четыре машины. Затем PUV состоял из роты БА №1 (три взвода БА) и роты БА №2 (взвод БА, взвод танков, взвод танкеток — все по четыре машины).
По мере поступления новой техники, решено было PUV преобразовать в танковый полк. По штату от 15 сентября 1933 г. БА были выделены в новую структурную единицу, названную хоругвь. Может быть, это соответствовало батальону. Во всяком случае, хоругвь состояла из четырех эскадронов БА плюс двух — учебных эскадронов. В полку же было две роты танкеток, рота легких танков и рота бронепоездов. Пока что в чехословацкой армии был один танковый полк — Миловицкий.
В 1935 г. Главный штаб решил организовать два танковых полка — в Чехии и Моравии, а в Словакии — всего лишь один батальон.
В сентябре 1935 г. из имевшегося танкового полка была убрана хоругвь бронеавтомобилей. Все бронеединицы — танки, БА и бронепоезда вошли в состав трех танковых полков — один в Миловицах, другой — в Оломоуце и третий (вернее, пока еще батальон) — в Мартине (Словакия). Одновременно в Миловицах была создана танковая школа. В плане обучения, организации и личного состава все эти части подчинялись командованию организованной 1 октября 1935 г. в Миловицах танковой бригады, с последующим переводом ее в Оломоуц. Когда же в 1937 г. была создана моторизованная бригада, включавшая в себя батальон легких танков обр. 1935 г. и моторизованный разведывательный отряд, возникли предпосылки для формирования моторизованных дивизий. Существовавшие четыре кавалерийские бригады имели в своем составе эскадрон БА, а позже и танковый батальон. Вот они-то и стали ядром моторизованных дивизий.
Кавалерийская бригада сливалась с моторизованной бригадой, которая в свою очередь состояла из двух мотопехотных батальонов, двух батальонов легких танков и моторизованного артиллерийского дивизиона. В состав кавалерийской бригады входили два драгунских полка, мотоциклетный батальон и конный артдивизион. Кроме того, в штатах дивизии состоял моторизованный разведотряд (рота БА, мотоциклетная рота и взвод поддержки), моторизованная саперная рота, батальон связи и пр. По штатам моторизованная дивизия насчитывала 460 офицеров, 218 подофицеров и 10 457 нижних чинов. На вооружении имелось 24 полевых орудий, 28 37-мм противотанковых пушек, 6 минометов, 16 крупнокалиберных зенитных пулеметов, 264 ручных и 66 станковых пулеметов, 98 танков и 12 БА. Транспортные средства: 135 легких, 874 грузовых и специальных автомашин, 298 мотоциклов, а также 2832 лошади.
1 октября 1937 г. были утверждены четыре моторизованные дивизии: первая — в Праге, вторая — в Брно, третья — в Братиславе, четвертая — в Пардубицах. В третьей дивизии был всего лишь один батальон легких танков (имелись в виду танки S-IIА). |