Танковый фронт

Поставки иностранной бронетанковой техники в польские танковые войска

 

В сентябре 1931 г. поляки высказали желание закупить первые 50 танков Mk. E type A (двухбашенные) вместе с британской лицензией на их производство, но в Польшу прибыли только 38 собранных машин, в то время как остальные 12 предстояло собирать своими силами. Вооружение полученных танков состояло из двух 7,92-мм пулеметов wz. 25 Hotchkiss, но его слабость была очевидна и в 1933 г. 16 танков оснастили одним 13,2-мм пулеметом wz. 30 Hotchkiss в правой башне и 7,92-мм пулеметом wz.30 в левой. Этот вариант также оказался мало подходящим для современной войны и в 1934 г. 22 танка переоборудовали в однобашенный вариант, оснащенный одной 37-мм пушки wz. 18 (SA-18) Puteau L\21 и одним 7,92-мм пулеметом смонтированным справа от неё. Радиостанциями танки не оснащались, хотя в частном порядке два Mk. E Type A из состава 12-го танкового отделения были оборудованы польской рацией RKB\C. 

Официально на вооружение польской армии Vickers Mk. E поступили в середине 1934 г. после 1200-км пробега двух танков, доказавших хорошую эксплуатационную надежность. Танки имели номера VAE405 – VAE445 и вскоре были модифицированы, получив массивный кожух в хвостовой части над двигателем. 

Отельная история вышла с попыткой наладить лицензионное производство Vickers Mk. E. Так как лицензия оплачивалась отдельно и стоила немало денег польское правительство отказалось от её приобретения. Вместо этого польские инженеры разработали собственный проект легкого танка, почти целиком основанного на конструкции Mk.E. Новый танк получил обозначение VAU-33 ("Vickers-Armstrong-Ursus", или "Vickers-Armstrong Ulepszony (улучшенный), но позднее его переименовали в 7ТР в соответствии с принятой в Польше системой обозначений бронетехники. Главные изменения коснулись моторного отделения, получившего новые очертания и сменивший британский мотор на польский Diesel. 

Почти все танки Mk. E вначале были переданы в распоряжение 3-го танкового батальона дислоцированного под Варшавой, однако уже в 1937 г., по мере поступления танков 7ТР, “виккерсы” отправили во 2-й батальон в Журавицах. Часть машин также была придана в тренировочный центр (CWBrPanc) в Модлине. “Благодаря” интенсивному процессу переучиванию на новую технику к началу 1939 г. практически все учебные Mk. E оказались в нерабочем состоянии. Периодически “виккерсы” приданные 10-й кавалерийской бригаде привлекались к проведению маневров, наиболее значительные из которых проходили в Волынской области между 4 и 20 сентября 1938 г. Фактически эти маневры стали подготовкой к вторжению в Чехословакию, поскольку тогда польское руководство решило вернуть назад область Заолжи, населенную преимущественно этническими поляками, но ранее (в 1918 г.) отошедшую к чехам. Вторжение состоялось 22 сентября, когда Чехословакия уже лишилась четверти своей территории после подписания мюнхенского соглашения. Специально сформированная для этой цели Оперативная Группа “Slask” (“Силезия”), в состав которой входила 10-я КБ, заняла территорию без боя с молчаливого согласия чешских властей, занятых в это время “разбирательствами” с украинскими и венгерскими сепаратистами на востоке страны. Следующие несколько месяцев перед немецким вторжением Mk.E провели на оккупированной территории. 

В 1939 г. легкие танки “виккерс” находились в составе 121-й роты 10-й моторизованной кавалерийской бригады и 12-й легкотанковой роты. Рота состояла из 16 танков, разделенных на три взвода по 5 танков плюс командирская машина. 121-я рота приняла активное участие в боях против двух немецких дивизий, пробивавшихся через Бескидские горы. Танки Vickers Mk. E и две роты танкеток TKS решили использовать в качестве “пожарной команды”, посылая их на наиболее опасные участки фронта. Например 3-го сентября “виккерсы” поддержали пехотинцев 10-го стрелкового полка, несколько раз атаковав части наступавшей немецкой 3-й танковой дивизии. На следующий день Mk. E и TKS сражались вместе с 4-м уланским полком и смогли уничтожить два танка и три бронеавтомобиля. Хотя о собственных потерях ничего не сообщалось полякам удалось остановить на несколько дней продвижение немцев вглубь страны. Первая официально признанная потеря состоялась лишь 6-го сентября, когда в бою у н.п.Виснич был подбит один танк. 

Впрочем, успех 121-й роты оказался кратковременным. Более заботясь о “затыкании дыр” в обороне польское командование совершенно забыло, что танки хотя бы изредка требуется пополнять топливом и боеприпасами, не говоря уже о текущем ремонте. В итоге, в ходе очередного марша 8 сентября целая колонна танков осталась без топлива, таким образом лишив пехоту поддержки. Спустя несколько часов удалось отыскать немного горючего, но к месту назначения (н.п.Колбушев) смогли прибыть всего три танка. Решив, что “виккерсы” будут более полезны в тылу командование армии “Краков” отправило их за реку Сан, где 15 сентября танки вступили в бой с 15-й пехотной дивизией. После двух дней почти непрерывных боёв рота потеряла три танка: один уничтожила артиллерия и два были захвачены немцами. В тяжелых боях у Колбушева рота потеряла ещё три машины и вынуждена была отойти. Оставшись с 6 танками и не имея связи с центральным командованием остатки танковой роты отошли к реке Танев и впоследствии приняли участие в боях под Наролем и Белзичем 17-18 сентября. К этому времени в составе 121-й роты состоянии находилось три Mk.E и 20 человек личного состава.

12-я рота, находившаяся в резерве, подчинялась Варшавской Броне-Моторизованной Бригаде под командованием капитана Чеслава Блока. В ходе мобилизации четыре командирские машины получили радиостанции, но решающего влияния этот факт на боевое применение танков не оказал. Первый бой 12-й роты проходил под Аннополем и завершился для поляков неудачей. Танки пошли в бой без должной разведки и попали под огонь артиллерии противника. Потеряв две машины рота отошла назад и тут же угодила под огонь собственной пехоты, принявший их за немцев. К счастью, тут обошлось без повреждений, однако сам факт подобного инцидента говорил об отсутствии координации в действии различных родов войск. Спустя сутки возникла знакомая проблема с наличием топлива, после частичного решения которой роте поставили задачу захватить участок дороги под Краснобродом. В дополнение к танкам в атаке принимали участие мотоциклисты. По пути им встретились два бронеавтомобиля, которые были уничтожены танками. Спустя несколько дней им пришлось вновь отойти и 18 сентября 12-я рота приняла участие в знаменитом сражении под Томашев-Любельским. Утром того дня в атаку пошли 8 танков Mk.E при поддержке танкеток TKS и танков 7ТР. В ходе боя поляки потеряли 8 танкеток и 4 танка, а вечером был уничтожен ещё один Mk.E. На следующий день ситуация повторилась, с той лишь разницей, что бригада лишилась всех “виккерсов” и одного 7ТР. Оставшись без материальной части Варшавская Бригада капитулировала 20 сентября. 

Что касается танков из учебного центра, то в сентябре к боеспособному состоянию удалось привести 3 или 4 танка. Вместе с несколькими танкетками учебные двухбашенные Mk.E оставили на венгерской границе. Их боевой путь завершился 18 сентября, когда смешанная рота приняла бой с советской 23-й танковой бригадой.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
Rajmund Szubanski: "Polska bron pancerna 1939"; Warsaw 1989
 
 
 

наверх