В сентябре 1934 г. было принято решение отправить в Турцию несколько экземпляров боевых, специальных и транспортных машин в качестве образцов будущего заказа:
- Танк Т-26 с 45-мм пушкой и пелеметом ДТ.
- Танкетка Т-37 (плавающая) с пулеметом ДТ.
- Бронеавтомобиль БА-3 с 45-мм пушкой и пулеметом ДТ на шасси Форд-Тимкен 3-х осный.
- Походная авто-мастерская со станком тип "Б" на шасси ЗИС-6 3-х осный.
- Автоцистерна на шасси ЗИС-5.
- Стандартные машины завода имени Сталина: 1 машина ЗИС-5 и 1 машина ЗИС-6.
В качестве руководителя отправлялся начальник 1-го отдела 3-го управления УММ РККА В. М. Копосов и четыре командира по спецотбору в качестве механиков-водителей и инструктора по мастерской типа «Б» - он же водитель колесных машин.
В итоге, точно были в командировке:
- Копосов Василий Михайлович, впоследствии репрессирован
- Петренко Филипп Федорович, командир роты 3-го отдельного танкового полка
- Чугунов Михаил Павлович, командир взвода полковой школы учебного мехполка ВАММ
- Руненко Александр Владимирович, командир взвода учебного мехполка ВАММ
20 октября 1934 г. из Москвы со склада № 37 были отправлены машины: Т-26, Т-37, БА-3, ЗИС-5, ЗИС-6, ЗИС-6 мастерская тип «Б», ЗИС-6 цистерна, 24 октября прибыли в Одессу, где погружены на пароход «Минск», 26 октября пароход убыл в Турцию и пришел в Стамбул 28 октября. Имущество было выгружено на баржи, отправлено по Босфору к ж.д. ст. Хайдар-Паша, где погружено и ж.д. отправлено в Анкару.
Технику обкатали (Т-26 прошел 276 км, Т-37 - 265 км, БА-3 - 256 км) и официально передали туркам с 1 по 4 декабря 1934 г.
Эмин-Паша и военный министр настаивали на том, чтобы заказ был выполнен независимо от результатов испытаний не позднее 1 марта 1935 г. Но в принципе на испытаниях машины показали себя хорошо.
5.11.34 г. было принято решение поставить в Турцию в точном соответствии с переданными ранее танки и БА с шасси Форд-Тимкен за счет заказов УММ РККА IV квартала.
План поставок:
Т-26 с вооружением, телескопическим прицелом, зап.частью и принадлежностью без рации - 63 шт. Дата отгрузки из Одессы 01.01.1935 г. Цена 71 900 руб. за машину.
БА-3 с вооружением, телескопическим прицелом, цепями «Овераля», зап.частью и принадлежностью, без рации - 42 шт. Дата отгрузки - 01.11.1935 г. Цена 56 000 руб. за машину.
А вот дальше начинаются вопросы. Имеются сомнения в количестве и качестве действительных поставок, так как якобы у турков были и машина БА-6.
По поставкам у меня есть только косвенные материалы.
Во-первых, 5 марта 1936 г. датирован следующий документ: «Известный Вам заказчик просит поставить ему один комплект инструментов для сборки и разборки ЛТ-26 и БА-3. И указывается, что у них 63 ЛТ-26 и 42 БА-3.
Но как видно из второго документа, все равно речь шла о планах, но по крайней мере уже о ближаших.
29.06.36 № 235833
Секретно Экз. № 2
Начальнику 9 отдела разведывательного управления РККА
комбригу тов. Панюкову
Согласно договоренности с капитаном т.Полиенко при этом препровождаю по принадлежности:
1. Формуляры на 42 машины БА-3, отправленных в апреле и мае 1936 г.
2. Формуляры (со всеми приложениями по описи) на 20 машин, отправленных 11.03.1936 г.
3. 40 формуляров на пушки.
4. 44 формуляра на пулеметы.»
Насколько я понимаю, речь идет именно о турецких БА-3 и именно о 42 штуках. Так что одним вопросом меньше. На остальные постараемся со временем также ответить. |