Танковый фронт

История создания и развития бронетанковых войск Швеции

Шведская армия имела богатые военные традиции. Однако, начиная с конца наполеоновских войск королевство придерживалась политики нейтралитета. Впрочем, шведские политики понимали, что нейтралитет хорош лишь в том случае, если он подкреплен штыками. Поэтому вооруженным силам в этой скандинавской стране уделялось большое внимание. Несмотря на почти полутора вековое неучастие в войнах шведские военные внимательно изучали опыт соседних стран. Кстати, в Швеции существовали довольно сильные традиции добровольчества. Практически в любом крупном военном конфликте участвовали добровольцы из северной страны. Власти неофициально поддерживали это движение. В результате в вооруженных силах практически всегда были имеющие боевой опыт военнослужащие. Так шведы активно участвовали в германо-датских войнах 1848 г., 1864 г. В конце 1-й Мировой войны королевская армия провела успешную десантную операцию по оккупации Аландских островов. Шведская добровольческая бригада воевала на стороне финнов с большевиками. Были шведские волонтеры и в рядах русских белогвардейских формирований. В 1939-1940 гг. они вновь воевали с Советским Союзом. В то время симпатии королевства были на стороне Финляндии и Германии. Однако вторжение Вермахта в соседнюю, и тоже нейтральную Норвегию, насторожило шведов. В стране срочно была проведена мобилизация, укреплялась западная граница. В дальнейшем королевство вынуждено было позволить немцам осуществлять через свою территорию транзитные перевозки. В то же время шведы довольно жестко пресекали остальные попытки нарушить свой нейтралитет воюющими сторонами. Страна стала укрытием для беглецов из Норвегии, недоступным для Германии. А в рядах германских СС появились добровольцы-шведы.

К началу 1941 г. шведская сухопутная армия увеличилась с 5 до 10 пехотных дивизий (Fordelning). В типичную дивизию входили три пехотных и один артиллерийский полк. Четыре кавалерийских полка (4 пулеметных и 2 пушечных бронеавтомобиля в каждом) были сведены в две бригады. Каждой бригаде был придан батальон на бронеавтомобилях (4 бронеавтомобиля). Дивизии были сведены в шесть военных округов. Остров Готланд выделен в отдельное командование.

До 1942 г. танки и бронеавтомобили входили в штаты нескольких кавалерийских (танковые эскадроны) и пехотных полков. Первые бронированные машины в королевстве появились в 1920 г., как следствие изучения опыта 1-й Мировой войны. Шведская фирма «Тидахольм» изготовила несколько опытных бронеавтомобилей. Под названием Pansarbil m/26 они были переданы в состав Лейб-гвардии гусарского полка. В 1921 г. эмигрировавший в страну германский инженер И. Фолльмер, на основе своего LK-III создал легкий танк m/21. Кстати LK-III должны были стать в Германии самым массовым танком. Военное командование сделало заказ на 1000 машин. Однако поражение немцев в войне, жесткие условия Версальского мира, поставили крест на планах военных. После модернизации в 1929 г. танки m/21-29 поступили на вооружение только, что созданного танкового батальона в Лейб-гвардии Готском полку. В 1929 г., Tidaholm представила свой новый образец - L-170 (Pansarbil fm/29). Однако первые образцы шведской бронетехники оставляли желать лучшего. Слабым местом была маневренность танков. К примеру m/21-29 при весе 9,5 т имел скорость 18 км/ч, запас хода 70 км. В результате шведские кавалерийские полки несколько потеряли в мобильности. Найти выход взялась фирма «Ландсверк». Через некоторое время в ее цехах появились первые колесно-гусеничные L30 - Stridsvagn fm/31 и и средние L10 (m/31). Последние 11,5 тонные машины имели на вооружение два 6,5 мм пулемета МГ и 37 мм орудие системы «Бофорс». Скорость – 40 км/ч. В последующие два года фирма выпустила несколько небольших серий L80 и L100, ставших развитием танков 1931 г. В это же время бронетанковые эскадроны появились во всех четырех кавалерийских полках: Лейб-гвардии Конном, Лейб-гвардии гусарском, Сконском кавалерийском и Норландском драгунском. В 1934 г. конструктор О. Меркер, кстати, тоже немец, разработал L60 (m/33). Этот танк стал самым массовым в шведской армии на ближайшие годы. Одним из лучших стала модификация m/40 - их было изготовлено 216. В 1943 г. эти танки были модернизированы и прослужили еще почти десять лет.

В шведской армии были танки и зарубежного производства. В течение двадцатых годов основным производителем танков была Франция. Естественно в Швеции появились различные модификации «Рено». Названные в Швеции m/21, m/28, m/29 он вошли в состав созданного в 1928 г. в танковый батальон Лейб-гвардии Готского пехотного полка (Gota Livgarde Tank Battalion). На вооружении батальона оказались и английские танкетки различных серий. Впрочем, недолго. Уже в 1939 г. оставшиеся в строю образцы были переданы в музеи. Приобретенные в 1938 г. Чехословакии AH-IVSv получили аббревиатуру m/37. Несколько ранее шведы приобрели 16 TNH-Sv (m/38). В дальнейшем королевские вооруженные силы заказали еще партию чешских танков, однако оккупация Чехословакии Германией, несколько затянула поставки военной техники. Впрочем, немцы взяли на себя обязательства покоренной страны и шведы получили свои танки, а кроме того приобрели лицензию на их изготовление. Уже в 1940 году фирма «Скания-Вабис» начала выпускать для армии TNH, под маркой m/41. Первоначально все эти танки поступали на вооружение Лейб-Гвардии Готского полка, однако в дальнейшем гвардия получала новые образцы, а старые машины передавались в танковые батальоны Скараборгского и Седерманландского полков.

Шведские бронетанковые войска в 1939 - 1942 гг.

  • Танковый батальон Лейб-Гвардии Готского пехотного полка [Gota Livgardes tank battalion]
  • Танковый батальон Скараборгского пехотного полка
  • Танковый батальон Седерманландкого пехотного полка
  • Танковый эскадрон Лей-Гвардии гусарского полка
  • Танковый эскадрон Лейб-Гвардии Конного полка
  • Танковый эскадрон Сконского кавалерийского полка
  • Танковый эскадрон Норландского драгунского полка

В сентябре 1939 г. в боевом расписании королевских вооруженных сил числилось 104 отечественных танка различных модификаций. В ближайшее время армия должна была получить 30 новых танков. В том числе 20 L60 - m/39. Кроме того, шведы располагали 64 танками чешского производства – 48 m/37 и 16 m/38. В марте 1940 г. в армии появились первые m/41 (90 штук). К июню 1941 число этих танков в вооруженных силах достигло 116. К июню 1942 промышленность выпустила еще 122, а к марту 1944 – 106. Всего в Швеции было выпущено 344 танка m/41. В ноябре 1941 г. армия сделала заказ на новую модификацию L60 - m/42. Сначала предполагалось приобрести 100 этих танков, потом еще 60. Первые m/42, поступили на вооружение в апреле 1943 г., последние в январе 1945 г. За два года было изготовлено 282 эти машины.

События развернувшейся на континенте войны, молниеносные удары и глубокие прорывы германских бронетанковых войск убедили шведское военное командование в необходимости создание крупных танковых соединений. Конечно, шведы не создали танковых корпусов, а тем более армий, однако для малонаселенной страны появившиеся в 1942 г. танковые полки стали оптимальным вариантом. Уже в 1941 г. 1-я кавалерийская бригада, в которую входили все четыре шведских кавалерийских полка, была преобразована в 8-ю моторизованную. А 1 октября 1942 г., когда мир затаив дыхание смотрел за разворачивающимся немецким наступлением на юге Советского Союза, в Швеции создавались танковые полки. Скараборский, Седерманладский пехотные и Сконский кавалерийский полки стали танковыми.

  • Королевский Сконский танковый полк [P2 - Kungliga Skanska Pansarregementet]
  • Королевский Скараборский танковый полк [P3 - Kungliga Skaraborgs Pansarregemente]
  • Королевский Седерманладский танковый полк [P4 - Kungliga Sodermanlands Pansarregemente]

Южно-Сконский пехотный полк был передан в 7-ю моторизованную бригаду, а Северо-Сконский пехотный переформирован в велосипедный полк. На велосипеды был посажен и Лейб-гвардии Свейский полк. При этом два последних полка сведены в велосипедную бригаду. В следующем, 1943 г., танковым стал Лейб-гвардии Готский пехотный полк. После чего наступил новый этап в истории шведских танковых частей – были сформированы три танковые бригады.

В 40-х годах «Скания-Вабус» взялась за проектирование самоходной артиллерии. В 1943 г. появились m/43 (36 штук). В следующем году m/44. Базой для самоходных установок послужили выпускающиеся по лицензии танки m/41. На m/43 было установлено 75-мм противотанковое орудия, на m/44 – 105 мм орудие. Самоходки поступили на вооружение 9-го артиллерийского полка (А9), расположенного в Кристианхамне. В 1944 г. армия получила 87 истребителей танков Pvkv m/43 (не путать с самоходками m/43), фирмы «Ландсверк». Кстати истребителям довелось пострелять из своих 75-мм орудий по немецкому «Королевскому Тигру», приобретенному у союзников после их высадки во Франции. Современная война показала уязвимость сухопутных сил от авиации. Шведской военной промышленности была поставлена задача разработать противоядие. Уже в 1943 г. появился зенитный танк Luftvarnskanonvagn fm/43. Базой послужил танк m/42. Lvkv fm/43 имел два 40-мм орудия системы «Бофорс». Кроме, королевской армии эти танки были на вооружении Финляндии и Венгрии.

Через 20 лет после появления Pansarbil fm/29, шведские бронеавтомобили и бронетранспортеры сделали существенный шаг в своем развитии. В основном легкая бронированная техника была на вооружении кавалерии и разведывательных подразделений. Долгое время основным бронеавтомобилем Pbil m/31, выпускающийся на базе шасси фирм «Вольво» и «Шевроле». В шведской армии они прослужили до 1952 г. В 1940 г. появились более современные Pbil m/39 (несколько таких машин до сих пор служат в Доминиканской республике). В 1944 г. танковые полки получили на вооружении бронетранспортер Tgbil m/42. Эти машины были двух модификаций – на базе шасси «Вольво» (VKP) и на базе шасси «Скания» (SKP). Лейб-гвардии Готский и Сконский танковые полки получили Tgbil m/42 VKP, Седермнландский и Скараборгский танковые полки Tgbil m/42 SKP. БТР развивали скорость до 70 км/час, в десантное отделение входило 8 человек. К концу войны шведская промышленность начала выпускать штабные, транспортные и медицинские модификации Tgbil m/42.

Танки на вооружении шведской армии

  1939 1940 1941 1942 1943 1944 1945 Итого
CDK m/37 48 - - - - - - 48
Landsverk m/38 16 - - - - - - 16
Landsverk m/39 - 20 - - - - - 20
Landsverk m/40 - - - 100 - 80 - 180
CDK m/41* - - - - - 220** - 220
Landsverk m/42 - - - - - 282 - 282
Всего за год 64 20 - 100        

В 1945 Tank streinght is reported 766 tanks of all types.
* Pz 38(t)
** 18 переоборудованы в 105-мм штурмовые орудия.
Танки выпускались на фирмах Ландсверк (Landsverk), Вольво (Volvo), Скания Фабис (Scania Vabis) и Карлстадской фабрике (Karlstad Factory).

Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх