Танковый фронт

История танковых войск Китая

В течение первой половины XX в., Китай был поглощен бесконечной вереницей гражданских войн и иностранного вмешательства. В этих войнах танки и другие бронированные машины играли далеко не центральную роль, тем не менее, история их боевого применения очень интересна. Где еще можно встретить такой пестрый набор британской, итальянской, немецкой, американской и советской техники, борющимися рядом.

Огромное влияние на формирование китайских бронесил оказывала Россия. С окончанием Гражданской войны в этой стране, множество бронепоездов вместе с белой армией попало в Китай. Хорошим примером этого может служить бронепоезд «Орлик». Этот поезд первоначально был германским, который был захвачен Царской армией в 1917 г. Впоследствии ценный бронепоезд попал в руки большевиков, и в 1919 г. был захвачен во время мятежа Чехословацкого корпуса и боролся с Красной Армией на Транссибирской железной дороге. В конечном итоге, когда Колчак был разбит и Восточный фронт уничтожен, экипаж вместе с бронепоездом прибыл в Маньчжурию, где попытался соединится с китайцами, но вместо этого он был захвачен японцами.

Японцы позже вернули поезд марионеточному дуцзюню* Фэну Гоч-жану, который управлял Чжилийской областью. В начале 20-х гг. в Китае не было человека, который бы так хорошо понимал важность бронепоездов. Фэн Гоч-жан имел и японских и русских советников в своей армии, а также несколько бронепоездов, построенных помощью белых русских в железнодорожных депо Цзинаня в Шаньдунской области. Его успехи в использовании бронепоездов в военных стычках с соседними дуцзюнями привели к тому, что многие местные «бароны» тоже начали строить свои бронепоезда. В начале 20-х гг. партия Гоминьдан во главе с доктором Сунь Ят-сеном начала предпринимать шаги, чтобы установить контроль над дуцзюнями.

------------------------------------
* Дуцзюнями называли независимых правителей китайских областей, на которые фактически развалился Китай в ходе 1-й Мировой войны. Реальная власть в стране оказалась в руках военных правителей провинций, для которых оба параллельных правительства (Нанкинское и Бейпинское) стали лишь ширмой для реализации собственных планов.
------------------------------------

В 1924 г. с помощи советских советников была открыта военная школа в Вампу, которую возглавил Чан Кай-ши, будущий руководитель Гоминьдана. Военная мощь Гоминьдана — Национальная Революционная армия, которая должна была бороться с дуцзюнями, получила квалифицированная советскую помощь. СССР со своей стороны поддерживал Гоминдан не только из-за того, что партия была близка коммунистам, но еще и по тому, что Советский Союз рассматривал Народно-Революционную Армию (НРА), как противовес, усилившейся в этом регионе после Первой Мировой войны Японии.

К 1925 г. в Китае, по западным данным, находилось более 1 тыс. советских советников, которые также занимались созданием бронированных поездов. Советские советники, включая Маршала В. К. Блюхера, были ветеранами Гражданской войны, и многие имели личный опыт использования бронепоездов. Бронепоезда, построенные с помощью русских, напоминали советские, но их вооружение состояло из пестрого набора орудий и пулеметов: британских, японских и русских. Обычно поезда имели два бронированных вагона с артиллерийским вооружением, расположенным в двух башнях, плюс пулеметы — в спонсонах, по бокам. Кроме того, имелся контрольный вагон (обычно открытая платформа), на котором располагалась пехота, а также бронированный паровоз. «Стандартный комплект» мог быть дополнен другими вагонами для того, чтобы нести запасы или дополнительные отряды. Советские советники обучали китайцев в наступательной манере, руководствуясь опытом Гражданской войны. Бронепоезда должны были вклиниваться в оборону, затем спешивалась пехота и наступала, поддерживаемая тяжелым вооружением поезда, такая тактика, в общем, то была верхом использования бронепоездов. Дуцзюни же, напротив, часто использовали бронепоезда как личное транспортное средство, тем самым, ограничивая их боевую ценность. Боевой дух милитаристских войск был весьма низок — даже когда предполагалось использовать пехоту, она попросту отказывалась покидать защищавшую их броню. Это было фатальной ошибкой, т.к. пехота НРА не боялась действовать вне поезда и была более мобильна (например, пехотинцы могли совершенно безнаказанно заходить в тыл и разбирать железнодорожные пути). Судьба бронепоездов Фэна Гоч-жана дает хороший пример такого безобразного использования этого серьезного оружия.

В начале 20-х гг. Фэн Гоч-жан имел 3 бронепоезда, построенных по российским чертежам в железнодорожном депо г. Цзинаня в провинции Шаньдун: «Река Янцзы», «Великая стена» и «Хубэй». Все они воевали под Шанхаем в 1927 г. Бронепоезд «Река Янцзы» был окружен НРА около Шанхая в апреле 1927 г. и захвачен, его экипаж был расстрелен. Следом за «Рекой Янцзы» последовал «Великая стена», который «попался» в ловушку — рельсы впереди и сзади поезда были разобраны, так что ему только оставалась 3-мильная железнодорожная полоса. Когда экипаж расстрелял все боеприпасы — по сложившейся печальной традиции — он был полностью вырезан. «Хубей оставался в резерве в г. Бэнбу, прикрывая отход армии Фэн Гоч-жана, где также был захвачен. НРА взяла лучшие, неповрежденные части трех поездов и объединила их в два: «Чунг Чан», и другой, имя которого неизвестно. Они использовались против Фентянских (Маньчжурских) дуцзюней. Оба были захвачены армией Sun Chuan-fang's в Люнчене в июле 1927 г. Бронепоезд «Чунг Шан» был отбит новым дуцзюнем Чжилийской области — Tupan Yu-pu и переименован в «Хубей», будучи переоборудованным в Шаньдунской области. Скорее всего, позднее бронепоезд был в очередной раз отбит НРА.

Помимо помощи в строительстве бронированных поездов, советские советники в НРА также помогали в строительстве импровизированных бронированных автомашин. Они не были столь же полезными как поезда, поскольку дорожная сеть в Китае в 1920-х гг. представляла собой убогое зрелище, да большим количеством автомобилей похвастаться тоже было нельзя, а для имеющихся не хватало запчастей. Так же как и бронепоезда, бронеавтомобили были популярны в армиях дуцзюней.

Несмотря на важную роль, играемую советскими советниками в повышении боеспособности НРА, генерал Чан Кайши с большим подозрением относился к их присутствию, и их влиянию на левые элементы Гоминдана. С 1927 г. начинается непрерывное вытеснение с коммунистов из Гоминдана, что, в конечном счете привело к отзыву советских военных советников. Свято место пусто не бывает — и освободившеюся нишу заняли их коллеги из немецкого рейхсвера. Немцы имели мало опыта в использовании бронированных автомобилей и бронепоездов, но к 1930 г. НРА уничтожила большинство армий дуцзюней и создала больное количество бронепоездов и бронированных автомобилей. Уникальным явлением была попытка фирмы BMW продать НРА 400 бронированных мотоциклов с колясками. Не известно, сколько фактически было куплено...

Первыми танками, прибывшими в Китай, были французские «Renault» FT-17. В течение гражданской войны, европейские страны наложили эмбарго на импорт в Китай оружия. Но Чжан Цзолинь, безраздельный правитель Фентянской (Маньчжурской) области, сумел приобрести у французов 36 легких танков FT-17. Первые 10 танков были отправлены на британском пароходе, под видом «сельскохозяйственных тракторов». Еще 4 прибыли в ноябре 1925 г. в порт Нью-Чанг. Они использовались в борьбе между Маньчжурской армией и армией дуцзюня У Пей-фу, контролировавшего провинции Jirho и Chihar. В 1927 г., Чжан Цзо-линь был убит японцами, которые хозяйничали в Маньчжурии. Его сын — Chang Hseuh-liang — решил присоединиться к силам НРА. Таким образом, оставшиеся танки и бронепоезда попали в состав НРА. Танки FT-17 в 1929 г. были приданы 1-й конной бригаде 1-й армейской дивизии, и использовались в борьбе против дюцзюней. Три были захвачены японцами во время оккупации Маньчжурии в сентябре 1931 г.

Тем временем Нанкинское правительство решило приобрести танки для себя. В 1929 г. оно заказало 24 танкетки «Vickers» Carden Loyd и в мае первые 12 прибыли в Китай. Они были посланы в Сучжоу и воевали на Лунгхайском (Lunghai) фронте. Четыре из них было потеряно к июню 1930 г. В начале 1930-х гг. также прилагались усилия строить местные бронированные автомобили, используя шасси обычных грузовиков. В 1932 г., были забронированы даже импровизированные танки. В апреле 1932 г. маршал Лиу Хсанг (Liu Hsiang) начал формировать бронеавтомобильный и танковый корпус в Чунцине. Основой для этого воинского формирования стали 3 бронеавтомобиля и 6 легких импровизированных танков. 6 бронеавтомобилей были построены в Шанхае на базе американских грузовиков GMC M31, которые вооружили спаренными пулеметами и 37-мм пушкой в полностью вращающейся башне. Пять эрзац-танков были построены на шасси сельскохозяйственных тракторов Cletrac 20 и вооружались пулеметами Льюис калибра 7,71 мм. Последний танк был собран на более тяжелом шасси — Cletrac 30 и вооружался 37-мм пушкой и пулеметом Льюиса. К сожалению, фотографий этих любопытных танков пока не найдено. Возможно, они не сохранились.

С 1935 г., чувствуя увеличивающуюся опасность со стороны Японии, Китай решается закупить более современное вооружение в Европе. В 1938 г. через германскую военную миссию были приобретено 10 легких танков 10 Pz. Kpfw I Ausf. A и 18 бронеавтомобилей Sd.Kfz. 221 и 12 Sd.Kfz. 222. В другом европейском государстве — Италии — были куплены 20 танкеток CV 33. Также закупки были сделаны в Великобритании у фирмы «Vickers». В 1935 г., были приобретены 16 танков «Vickers» Mk. E, а в следующем, в дополнение к ним, еще 4 танка, но оборудованных радиостанциями — «Vickers» Mk. F. Вместе с «Vickers» Mk. E в Китай попали 29 танков-амфибий «Vickers» Carden Loyd (VCL) Model 1931. В 1936 г. было приобретено еще 4 легких танка VCL Model 1936. Три бронетанковых батальона были сведены в бронетанковую бригаду под командованием Ху Тинг-яо (Xu Ting-yao):

  • 1-й танковый батальон (Шанхай) - 32 танка: Vickers Carden Loyd Mk VI (29 ед.), Vickers 6t Е (3 ед.)
  • 2-й танковый батальон (Шанхай) - 32 танка: Vickers 6t Е/F (17 ед.), Vickers Carden Loyd Mk VI (17 ед.), Renault ZB (4 ед.), Также имелось 8 транспортеров «Виккерс»
  • 3-й танковый батальон (Нанкин) - 35 танков: Pz IA (15 ед.), CV 33 (20 ед.), 18 бронеавтомобилей немецкого производства Sd Kfz 221/222

7 июля 1937 г. вспыхнула полномасштабная война между Китаем и Японией. Японская Квантунская армия была лучше вооружена и, конечно же, не страдала от политических разногласий, чего не скажешь о китайских войсках. Новоиспеченные китайские бронетанковые войска не сделали погоды в борьбе против японцев. 1-й и 2-й бронетанковые батальоны воевали с японцами за Шанхай в течение всего 1937 г. Но как показали боевые действия шанхайских улицах — танкам в городе делать нечего. Многие из них были захвачены японцами, как военные трофеи, иногда даже неповрежденными. 2-й батальон был уничтожен в боях в Шанхае в период с 13 августа по 9 сентября 1937 г. 3-й батальон был разбит в течение девяти дней Нанкинского сражения - с 4 по 13 декабря 1937 г. Безвозвратные потери китайцев составили 50 танков. Уже к 1938 г. парк танков и танкеток в Китайской национальной армии не превышал 48 единиц. К началу 1938 г. более половины, из 96 танков и танкеток с которыми Китай начал войну, были потеряны. Начало войны с Японией привело к тому, что немцы ушли из Китая. Немецкие танки воевали как минимум до 1941 г., когда один из них был захвачен японцами. И их место вновь занял СССР, возмущенный агрессией Японии против Китая и обеспокоенный возросшей опасностью вблизи своих границ.

1 марта 1938 г. был подписан торговый договор с правительством Чан Кайши, советское правительство предоставило Китаю денежный кредит для закупки в СССР военных и других материалов. Среди техники, купленной у СССР было 87 танков Т-26 образца 1933 г. и некоторое количество бронеавтомобилей ФАИ и БА-6*. Из этих боевых машин уже к августу 1938 г. в Сянтане была сформирована 200-я механизированная дивизия (советник майор Чесноков). В состав дивизии влились также остатки 3-х китайских батальонов, сформированных ранее. С помощью советских специалистов шла успешная подготовка танковых экипажей, и изучение материальной части. Руководили этим процессом советские инструкторы Грабовский, Булатов, Цыганков, Гальчин, Михайлов и другие.

К сожалению, ни в период битвы за Ухань, ни в последующие годы советским советникам не удалось склонить китайское командование к активному использованию танковых соединений. Чан Кайши запрещал использовать танки в бою, считая это слишком дорогим удовольствием, и держал их в глубоком тылу в качестве стратегического резерва не столько для сдерживания японцев, сколько для устрашения дюцзюней. Только в конце октября 1938 г. один танковый полк был выдвинут в район Пинцзяна и сыграл важную роль в сдерживании японских частей, наступавших к югу от Ханькоу.

------------------------------------
* Сегодня в западной и китайской литературе можно увидеть информацию о поставках в Китай 4 танков БТ-5. Советские источники это не подтверждают.
------------------------------------

В силу ряда причин, одной из которых было недовольство Чан Кайши усиливающимся влиянием Советского Союза в Китае, разгромом японцев на р. Халхин-Гол, который убедил японское руководство отказаться от войны с СССР, а также заключением советско-германского пакта о ненападении 23 августа 1939 г., вектор интересов Чан Кайши сместился в сторону США. В январе 1941 г. Китай присоединился к договору о Ленд-лизе. И уже в октябре 1941 г. 36 американских бронеавтомобилей Scout Cat M3A1 прибыли в Китай, накануне начала Тихоокеанской войны.

После нападения японцев на Перл-Харбор, США проявили кровный интерес в скорейшем вооружении всем необходимым армии Чан Кайши. Обычно вся техника поставлялась в Китай из Индии по так называемой Бирманской дороге. Но продвижение японской армии и оккупация Бирмы поставили под угрозу единственную нить, связывающую Китай с Индией. США, обеспокоенные этим, потребовали у Чан Кайши обеспечить надежную оборону маршрута. Китайцы особо не рвались защищать какие-то горные тропы, когда на главных направлениях в стране хозяйничала японская армия. Но все же они прекрасно отдавали себе отчет в том, что с потерей стратегической дороги им придется весьма туго. Среди немногочисленных воинских соединений, которые китайцы выделили для этого, была 200-я механизированная дивизия. Солдаты этой дивизии весьма неплохо себя зарекомендовали. Генерал Дж. Стивелл

Эта дивизия особенно отличилась в борьбе в Бирме. Генерал Дж. Стилуэл (J. Stilwell) в одном из рапортов относительно первой кампании в Бирме написал:

«Китайский танковый корпус наилучшим образом показал себя в боях. И это при том, что китайцы не были законодателями мод в механизированной войне, не имели многолетней традиции эксплуатации бронетанковой техники. Танкисты и пехота уничтожили около полутысячи японских солдат, распространяя панику среди врага везде, где появлялись. Это тем более удивительно, учитывая, что китайцы не были ветеранами боев и имели всего три месяца на обучение».

Описанные генералом Стилуэллом события происходили в сражении в Hukwang долине рядом с Maingkwan-Walawbum в марте 1942 г. 200-я механизированная дивизия участвовала в затяжных боях, выполняя роль арьергарда, и как следствие — несла тяжелые и главное невосполнимые потери в технике. Дело в том, что потеря Бирманской дороги, поставила в очень трудное положение китайскую армию — она не могла получать даже те единицы бронетанковой техники, которыми союзники пытались снабжать Китай. Например, в 1942 г. Китаю было предложено около 200 танков Marmon-Harrington T16, которые в свое время были предназначены для отправки в Голландскую Ост-Индию, но в связи с оккупацией ее японцами танки оказались не востребованными. Но даже эти легкие машины не возможно было передать Китаю, который, кстати сказать, не особо и жаждал их получить.

Возрождение китайских бронетанковых войск стало возможным только с 1943 г., когда США приняли решение сформировать Временную танковую группу (Provisional Tank Group) из остатков китайских бронетанковых сил в Индии. Первоначально в группу входили и американские танковые экипажи, но со временем их заменили китайцы. Американцы же взяли не себя полную техническую поддержку новообразованного подразделения. Группа была вооружена танками американского производства, но взятыми из британских запасов в Индии (которые создавались на случай вторжения японцев и поставлялись по ленд-лизу). На вооружении Временной танковой группы находились главным образом средние танки M4A4 Sherman и легкие M3A3 Stuart, а также небольшое количество британских транспортеров Bren Carrier и американских полугусеничных бронетранспортеров. Группа принимала активное участие в сражениях в Бирме в 1944 г. и во многом китайские танкисты способствовали освобождению Бирмы от японцев. Позже Временная танковая группа образовала ядро китайских сил Чан-Кайши, которые воевали с коммунистами Мао Цзэдуна и во время Гражданской войны.

Сводная таблица китайской бронетехники:

Танк, бронированная машина страна год количество примечание
«Renault» FT-17 Франция с 1925 36 Чжан Цзолинь (Маньчжурская область)
«Vickers» Carden Loyd Великобритания с 1929 24 Чан Кайши (Гоминьдан)
Pz. Kpfw I Ausf. A Германия   10 Чан Кайши (Гоминьдан)
Sd.Kfz. 221 Германия   18 Чан Кайши (Гоминьдан)
Sd.Kfz. 222 Германия   12 Чан Кайши (Гоминьдан)
CV 33 Италия   20 Чан Кайши (Гоминьдан)
«Vickers» Mk. E Великобритания   16 Чан Кайши (Гоминьдан)
«Vickers» Mk. F Великобритания   4 Чан Кайши (Гоминьдан)
VCL Model 1931 Великобритания   29 Чан Кайши (Гоминьдан)
VCL Model 1936 Великобритания   4 Чан Кайши (Гоминьдан)
«Renault» ZB Франция   10 Чан Кайши (Гоминьдан)
Т-26 образца 1933 СССР 1938 87 (82) Чан Кайши (Гоминьдан)
ФАИ СССР 1938 ? Чан Кайши (Гоминьдан)
БА-6 СССР 1938 ? Чан Кайши (Гоминьдан)
Scout Car США 1941 129 Чан Кайши (Гоминьдан)
Stuart США   100 Чан Кайши (Гоминьдан)
Sherman США     Чан Кайши (Гоминьдан)

 

 

Информацию собрал и перевел Станислав Сапронов, некоторые данные и правки внес Алексей Елисеенко.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
Steven Zaloga. Military Modelling Manual 1983.
Hsu Long-hsuen and Chang Ming-kai, History of The Sino-Japanese War (1937-1945) 2nd Ed., 1971.
The Frontline vol. 1-2. issue 3
Фронтовая Иллюстрация 4, 2005. М. Коломиец. Средние бронеавтомобили Красной Армии в боях. М., 2005.
Фронтовая Иллюстрация 1, 2003. М. Коломиец, М. Свирин. Легкий танк Т-26 (1931-1945). М., 2003.
 
 
 

наверх