Из небольших западноевропейских стран Бельгия располагала наиболее многочисленными бронетанковыми подразделениями. В Брюсселе совершенно не напрасно опасались своего восточного соседа – Германии. К тому же страна была тесна связана с Великобританией и Францией, которые всегда имели развитую индустрию производства вооружений. Кроме того, промышленные возможности страны вполне позволяли выпускать несложную бронетехнику.
Как и многие другие страны мира, первые танки бельгийцы получили от французов. В 1920 г. было закуплено 54 «Рено FT». Эти легкие танки в 20-е гг. составили 1-й танковый полк бельгийской армии. Так продолжалось до 1934 г., когда устаревшие «Рено» передали бельгийской жандармерии.
В 1931-м году бельгийская армия тоже собралась модернизировать свой танковый парк, заменив изрядно устаревшие FT-17 на более современную технику. Узнав о танках Renault NC бельгийская фирма Cockerill начала активные переговоры с Renault по вопросу их лицензионного производства. Французская сторона была не против, но министерство обороны Франции заняло очень жесткую позицию, поскольку вместе с танками предстояло поставлять башни ST2. Многие узлы танков D1 тогда посчитали секретными, что создавало трудности в их приобретении, однако бельгийцы надеялись на родственные между двумя нациями, тем более что Бельгия изначально создавалась как “буферное” государство и в случае нападения Германии должна была первой принять на себя удар её армий.
Разрешение на предоставление бельгийцам документации Луи Рено подал 25-го марта 1932 года и уже 13-го апреля был получен категорический отказ. Аргументация в пользу того, что танки D1 не являются чем-то абсолютно новым и потому не могут считаться секретными, ни к чему не привела. Больше того, 21-го апреля министерство обороны заявило, что на экспорт могут быть поставлены только танки типа FT-17 или NC, но уж никак не D1. Основной вопрос снова «упёрся» в злосчастные башни ST2.
Конец этой истории положило решение генерала Ж. Думенка (J-E. Doumenc), который наложил вето на экспорт техники в Бельгию, мотивировав это повышенной секретностью как самих танков, так и башен типа ST, боевая ценность которых, в конечном итоге, оказалась весьма низкой. Рено и в этот раз попытался возразить, сказав, что если не удастся заключить контракт с Бельгией, то сами бельгийцы подпишут договор на поставку танков фирмы Vickers (тем более что переговоры в этом направлении уже велись). Но и в этот раз голос руководителя фирмы Renault не был услышан – англичане оказались намного более сговорчивыми и с 1934 года бельгийцы стали получать легкие танки Vickers Model 1934, которые в скором времени составили основу их танкового парка и выпускались затем по лицензии под обозначением Т15.
С 1934 г. бельгийцы начали производство отечественной бронетехники. Вместо танков они предпочитали более дешевые и менее сложные в производстве противотанковые самоходные установки на гусеничных шасси. Так появились САУ Т-13 I , T-13 II (1936 г.), Т-13 III (1937 г.). Первых выпустили 30, вторых – 20, третьих – 150 единиц. Каждая пехотная дивизия имела роту из 12 таких САУ. Самоходная установка базировалась на британском шасси, вооружалась 47 мм ПТО.
В 1937 г. бельгийцы получили британскую технику – легкие танки «Виккерс Карден Лойд» М 1934 – всего 42. По 16 танков получили 1-я и 2-я кавалерийские дивизии. Остальные были направлены в Дивизию Арденнских егерей (Chasseurs Ardennais). Эти танки, у британцев квалифицировавшиеся как Mk VIC, в Бельгии были названы Т15.
Почти одновременно из Франции поступили легкие танки AGC-1 – «Рено» АМС-35R. Также было закуплено небольшое количество транспортеров «Рено UE».
На 10 мая 1940 г. бельгийская армия состояла из 23 дивизий, в том числе двух кавалерийских и двух арденнских егерей. В центральной части страны, на линии Льеж-Антверпен находилось 12 дивизий. Армия делилась на шесть корпусов: 2-й, 3-й, 4-й, 5-й, 6-й и 7-й. Главнокомандующим являлся король Бельгии Леопольд III, Генштаб возглавлял генерал Михиальс.
К началу активной фазы западной кампании – 10 мая 1940 г., бронетанковые силы бельгийской армии распределялись следующим образом:
|
|
|
|
|
|
Т13В1 |
Т13В2 |
Т13В3 |
T15 |
1-я пехотная дивизия |
|
|
12 |
|
2-я пехотная дивизия |
|
|
12 |
|
3-я пехотная дивизия |
|
|
12 |
|
4-я пехотная дивизия |
|
|
12 |
|
7-я пехотная дивизия |
|
|
12 |
|
8-я пехотная дивизия |
|
|
12 |
|
9-я пехотная дивизия |
|
|
12 |
|
10-я пехотная дивизия |
|
|
12 |
|
11-я пехотная дивизия |
|
|
12 |
|
1-я дивизия арденнских егерей [1ier Chasseurs Ardennais] |
48 |
3 |
2-я дивизия арденнских егерей [2ieme Chasseurs Ardennais] |
|
|
|
3 |
3-я дивизия арденнских егерей [3ieme Chasseurs Ardennais] |
|
|
|
|
Отдельная пограничная велосипедная рота |
12 |
|
|
|
8-я пограничная велосипедная рота |
|
12 |
|
|
Рота намюрского укрепрайона (Position Fortifiee de Namur) |
12 |
|
Рота льежского укрепрайона (Position Fortifiee de Liege) |
10 |
|
1-я кавалерийская дивизия (1 Division de Cavalerie) |
18 |
16 |
1ier Guides (1 DC) |
|
|
|
4 |
2ieme Lanciers (1DC) |
|
|
|
6 |
3ieme Lanciers (1DC) |
|
|
|
6 |
2-я кавалерийская дивизия (2 Division de Cavalerie) |
18 |
16 |
1ier Lanciers (2 DC) |
|
|
|
6 |
1ier Chasseurs a Cheval (2 DC) |
|
|
|
6 |
2ieme Chasseurs a Cheval (2 DC) |
|
|
|
4 |
Автотанковая учебная школа Borsbeek под Антверпеном [Ecole automobile (Автошкола в г.Борсбеек)] |
|
|
|
1 |
Gendarmerie (Жандармерия) |
4 |
|
Ecole mobile (Мобильная школа) |
1 |
|
|
|
|
|
|
Этот список не является полным, поскольку в 1939-1940 гг. ещё 4 самоходки было передано бельгийской жандармерии и одна находилась в Мобильной школе (Ecole mobile). Помимо этого, согласно западным источникам, пограничники-велосипедисты (Cyclistes frontieres) к началу 1940 года располагали 42 Т13.
Эскадрон бронемашин кавалерийского корпуса [Escadron d'auto-blindees du corps de cavalerie] - 8 Renault ACG-1. Бельгийские ACG1 имели модифицированную башню, куда вместо пулемета MAC31 калибра 7,5 мм устанавливался пулемет 13,2 мм.
САУ Т13 имелись и в ряде других подразделений бельгийской армии. Считается, что эта страна располагала более чем двумя сотнями единиц бронетанковой техники.
Уже в ходе сражений из французских AGC I был сформирован отдельный эскадрон из 8 машин.
Если верить бельгийцам, их бронетанковое части сражались весьма храбро, нанося существенный урон германскому вермахту. Так, роты вооруженные самоходками Т-13 уничтожили даже несколько немецких, на тот момент «тяжелых танков поддержки», Pz. IV.
Активно был задействован в боевых действиях и отдельный эскадрон легких AGC-1. Эти танки были вооружены 47-мм орудиями и могли поражать немецкие Pz. I и Pz. II. Четыре танка были потеряны от огня немецких 37-мм ПТО РАК 35/36, еще четыре были повреждены.
Однако в целом значительная масса бельгийской бронетехники была попросту стерта с лица земли налетами германской авиации, оставшуюся добили пехотные подразделения Вермахта. Неслучайно, трофейной бельгийской бронетехники, в отличие от французской, в составе немецких войск было очень немного. Отчасти это связано, конечно, с ее невысокой боевой ценностью.
Автор статьи - Алексей Елисеенко |