Танковый фронт

История создания и развития перуанских бронесил

В 1935 г. правительством Перу было принято решение, о закупке 7 танков в Европе. Боевые машины должны были быть массой 5 т, вооружены пушкой  и двумя пулеметами. Но основная сложность, заключалась в том, что эксплуатироваться танк будет на высоте 4 км над уровнем моря. Перуанских военных не заинтересовали предлагаемые машины лидеров мирового танкостроения: фирмы Vickers, Renault и Fiat. И тогда настала очередь Чехословакии. Фирма Шкода (Skoda) была загружена заказами на LT vz. 35 для чехословацкой армии и R-2 для румынской, поэтому отклонила предложения. А ЧКД (CKD) предложили свои танк TNH и танкетку AH-IV.

Перуанские военные уточнили, тактико-технические требования для своих машин, которых уже хотели 36 штук. Перуанский танк должен был иметь массу до 7 т и вооружен 37-мм пушкой и одним пулеметом. Фирма ЧКД занималась проектированием легкого танка для литовской армии, который укладывался в концепцию перуанского танка.

Закупочная комиссия во главе с генералом Тамайо (Tamayo) прибыла из Парижа в Прагу в октябре 1936 г. на демонстрацию танка-прототипа. Танк комиссии понравился и в апреле 1937 г. было заказано 24 танка.

Но возникла проблема с вооружением. Шкода отказалась продавать танковые орудия, это было связано с выполнением лицензионного соглашения с французской компанией Schneider-Creuzot. Но решение нашлось быстро. ЧКД купил у армии необходимые орудия, а Skoda должна была восполнить «потери».

В январе 1938 г. фирма ЧКД предложила перуанцам изменения. Вместо литовского танка LTL, танк LTH, который разрабатывался для армии Швейцарии. Такой ход должен был значительно сократить издержки производства, тем более что LTH был лучше. Для убеждения перуанских военных выехал сам главный инженер А. Сурин и управляющий директор CKD. 15 февраля 1938 г. был подписан окончательный договор.

Договор включал в себя поставку 24 танков, массой 6,3 т и имеющих бронирование 8 – 25 мм. Боевая машина оснащалась 120-сильным двигателем (88,7 кВт). Вооружение состояло из 37-мм пушки Skoda vz. 34UV, тяжелого пулемета ZB vz. 35, а также ручного пулемета ZB vz. 30. 8 000 осколочных и 5 334 бронебойных артиллерийских снарядов. Прототип танка должен был быть немедленно доставлен в Перу для испытаний в горах Перу. Остальные танки должны были сделаны с 15 сентября по 20 октября 1938 г. Сумма контракта составила 170 447 американских долларов. Из них 99 240 долларов приходилось на долю CKD, 31 200 на долю Skoda, 32 404 - боеприпасы и 5 479 за пулеметы ZB.

Перуанцы планировали создать из купленной техники два танковых батальона, и чехо-словаки предложили оснастить их необходимой техникой, автомобилями, тягачами, автомастерскими. 9 апреля 1938 г. был подписан дополнительный заказ на сумму $ 13 225. CKD должна была поставить до 15 марта 1939 г. в Перу гусеничный трактор T-6, с колесным прицепом, командную машину, грузовик Ava Praga RV, а также комплект запчастей.

Производство танков началось сразу же посла подписания контракта. Бронепрокат был заказан на заводах Poldi, двигатели у шведской фирмы Scania-Vabis. Двигатели были специально адаптированы для работы в горах. При помощи различных технических ухищрений была повышена степень сжатия с 1:5,7 до 1:7,2.

Сборка первого танка была начата 21 апреля 1938 г., а уже 8 августа танк был принят перуанскими представителями капитаном Корнехо (Cornejo), курировавшим производство и двумя механиками. Готовый танк имел значительное превышение по массе – 7,33 т, но заводские испытания заказчику понравились и к этому факту решено было не придираться. Танк, окрашенный в камуфляжные цвета чехословацкой армии и большой надписью на борту "LIMA" был отправлен 13 сентября в Перу на судне «Фрида» (Frida). С танком в Перу отправились представители фирмы ЧКД: директор Mladejov, инженер Чевичка (Sevcik) и два водителя, как обслуживающая группа. 17 сентября 1938 г. танк со «свитой» был выгружен в порту Кальяо и перевезен по железной дороге в г. Кройя (Croya), расположенный в Андах на высоте 3 726 м над уровнем моря. Следующие 5 дней танк испытывался в горах (на высоте до 4,5 км!) и не имел ни единой поломки. Единственным инцидентом стала авария когда танк на полном ходу не вписался в поворот и перевернулся, очутившись на дне 5 метровой ямы, но танк был благополучно вытащен и готов к утру следующего дня. Также были проведены испытания танка в пустыне, недалеко от столицы Лимы. Перуанцы остались довольны и принаняли танк безоговорочно.

В это же время в Европе разрастался т.н. Чехословацкий кризис. 23 сентября 1938 г. Чехословакия объявляет всеобщую мобилизацию, и недоделанные перуанские танки были изъяты для нужд армии. Но, как известно, чехословацкой армии повоевать не удалось и танки вернули на ЧКД. А уже 4 ноября 1938 г. первые 6 машин были оправлены в Перу. Куда они благополучно прибыли 7 декабря.

Один из оставшихся 17 танков, согласно условию контракта был подвергнуть 1300-километровому (!) пробегу по всей Чехословакии, который он выдержал без единой поломки. Остальные танки испытывались 150-километровым пробегом, стрельбой из пушек и пулеметов, а так же обстрелом из мелкокалиберной артиллерии. Капитан Корнехо (Cornejo), подписал все приемные бумаги и танки были отправлены в Южную Америку. 14 февраля 1939 г. в Перу прибыли 9 танков, остальные – 27 февраля. Также с последней партией были доставлены боеприпасы, запасные части, а также передвижные мастерские, трактор и командный автомобиль. Хотя ЧКД и сорвала сроки поставок, но это было не по вине фирмы, а форс-мажор был один из пунктов контракта.

Параллельно с приемом танков 2 перуанских офицера и 8 унтер-офицеров прошли на ЧКД обучение вождению, обслуживанию принимаемых танков. Уже 19 февраля 1939 г. новенькие танки приняли участие в подавление попытки государственного переворота. 7 июня 1939 г. (не совсем ясно, что за дата такая) перуанский танковый батальон принял участие в паре в Лиме. Перуанский заказ открывал для ЧКД перспективный рынок Южной Америки. К танкам ЧКД проявляли интерес Боливия, Бразилия, Колумбия, Парагвай и Уругвай, а позже Аргентина, но Вторая Мировая война положила конец всем планам по «завоеванию» Южной Америки.

После войны в 1946 г. перуанцы обратились к Чехословакии для закупки запасных частей для своих танков. Несмотря на то, что в перуанской армии служили американские Стюатры, «старички» LTP все еще ценились. В 1950 г. Чехословаки продали запчасти к танкам, что позволило продлить службу этим добротным машинам. Последние два танка были сняты с вооружения в 1988 г. (!) в форте близ Кальяо.

 
 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 

наверх