Танковый фронт

История создания и развития иранских бронесил

В январе 1935 г., торговые отделы фирм CKD и Skoda начали переговоры с иранской военной миссией на предмет поставок вооружений в эту страну. Иран пожелал приобрести сразу 100 танкеток весовой категории 2-3 тонны. Разумеется, борьба за столь крупный заказ была нешуточная.

Фирма Skoda сразу предложила готовую продукцию в виде танкетки S-I. В качестве преимуществ рекламировалась технологичность конструкции и хорошие эксплуатационные качества машины. В то же время, танкетка S-I имела ограниченные резервы для модернизации и отсутствие вооружения с круговым сектором обстрела.

Таким же путем пошла и фирма CKD, представив на суд иранской военной миссии танкетку P-I. Понятно, что и в этом случае был получен отказ. Однако второе предложение фирмы CKD выглядело более привлекательным. Вместо очередного варианта Carden-Loyd Mk.IV была предложена абсолютно новая конструкция с ходовой частью во многом аналогичной легкому танку TNH, также разрабатываемого для Ирана, и пулеметным вооружением в башне. Вполне естественно, что выбор был сделан именно в пользу этого проекта, который тогда существовал пока только на бумаге.

Успех фирмы CKD был делом не только конструкторов. В течении всего периода переговоров велась активная «обработка» иранских представителей. Большую помощь фирме оказал Эмиль Оплатка, который проживал в Париже с мая 1933 г. и формально числился агентам по вооружению. Именно с его помощью иранская закупочная комиссия, возглавляемая генералом Исмаилом Ханом, заключила несколько выгодных контрактов. В 1934 г. был подписан договор на поставку полевых кухонь, а затем наступила очередь танков. За свои услуги Оплатка получил «скромный» 1 % от общей суммы заказа.

Для заключения контракта Иранская военная закупочная комиссия прибыла в Прагу в мае 1935 г. Показ образцов чехословацкого вооружения оказал благоприятное впечатление на заморских гостей. А ведь им было с чем сравнивать – в 1933-1935 гг. иранцы посетили ряд стран Западной Европы, где получили возможность ознакомиться с изделиями фирм Vickers, Renault и Bofors. Чехословацкая танкетка понравилась им благодаря не только хорошим тактико-техническим показателям, но и невысокой цене.

Предварительное соглашение на поставку 30 танкеток AH-IV и 26 легких танков TNH было подписано между И. Ханом и президентом фирмы CKD 14 мая 1935 г. Оговаривалось, что вооружение танкеток будет состоять из одного тяжелого пулемета, в то время как танки вооружались двумя пулеметами и одной 37-мм пушкой. Первый прототип, в знак доверительных отношений, впоследствии был подарен шаху Ирана.

В день подписания контракта началась сборка двух прототипов AH-IV. Поставки орудий возлагались на фирму Skoda (Плзень), пулеметы должна была поставить фирм Zbrojovka Brno (Брно), а бронированные плиты – предприятие Poldi (Кладно). Работы над опытными образцами проводились без каких-либо задержек и в сентябре оба AH-IV были предъявлены на заводские испытания. Танкетки можно было бы считать комплектными, если бы не отсутствие вооружения.

Тем временем, летом 1935 г., фирма CKD подготовила сборочную линию для производства танкеток. Для этого выделили целый завод в г. Сланы, что на северо-западе от Праги. По всей видимости, чехословацкие боевые машины настолько понравились иранской военной миссий, что в 1935 г. рассматривался вопрос об увеличении заказа до 100 экземпляров обоих типов. Но самое удивительное – иранский заказ стал первым по объёму во всем мире, если не считать СССР. Для примера, британский монополист в области поставки танков фирма Vickers-Armstrong за весь 1935 г. заключила контракты на поставку всего 50 танков.

В начале сентября 1935 г. в Прагу вновь прибыла иранская делегация. Заказчик желал провести инспекцию проведенных работ и остался вполне доволен представленными результатами. Благодаря этому майские соглашения были аннулированы и 10 сентября было подписано окончательное соглашение. С иранской стороны его подписал глава миссии, с чехословацкой – руководство фирмы CKD в лице ответственных директоров Ружечки и Карасека. В Иран теперь предстояло отправить 50 танкеток AH-IV вместе с комплектом запасных частей по цене 1 650 британских фунтов за штуку. Вторая часть заказа включала 50 легких танков TNH, стоимость которых составила 3 750 фунтов за штуку. В общей сложности фирма CKD получили от Ирана 253 745 фунтов, из которых 3 161 фунт был перечислен на счет Оплатека (это не считая комиссионных за поставку вооружения и оптики, которые заказывались отдельно у фирм Praga и ZB).

По контракту первые 10 машин обеих типов надлежало поставить через 10 месяцев, следующие 15 ещё через месяц, 50 – через год и оставшиеся 15 в октябре 1936 г. Однако радость от получения иранского заказа оказалась недолгой.

В кратчайшие сроки Иран подготовил и отправил в Чехословакию приёмную комиссию (сокращенно будем называть её ИПК), в которую вошли два офицера армии (капитан Хонташеми и 1-й лейтенант Фасада), а также два торговых представителя. В их задачу входило ознакомление с производственными мощностями завода в г. Сланы, чтобы убедиться, что все условия контракта выполняются своевременно. С первыми проблемами пришлось столкнуться на заводе в г. Полди, который был ответственен за поставку броневых плит. Качество брони, поставляемое этим предприятием, оставляло желать много лучшего – бронелисты оказались слишком ломкими и не обладали положенной прочностью. Справедливости ради надо отметить, что с этим столкнулась также и чехословацкая армия. Первые танкетки CKD P-I и легкие танки LT vz. 34 даже пришлось отправить фирме-изготовителю. Проблема была решена повышением контроля за качеством изготовляемой продукции и отбором лучших плит прямо на сталелитейном заводе. Но даже тогда, по своим свойствам, чехословацкая броня всё-равно уступала британской или немецкой. Помимо этого, устанавливаемые на серийные танкетки двигатели Praga RH оказались далеки от высокой надежности, так что параллельно пришлось повозиться и с ними.

Впрочем, полной «неожиданностью» стал низкий темп сборки танкеток. Несмотря на то, что завод в г. Сланы был укомплектован квалифицированным персоналом, а сама конструкция танкетки не являлась особо сложной, из-за низкого уровня механизации производство двигалось очень медленно. Более того, представители ИПК, не обладавшие высокими техническими знаниями, постоянно вмешивались в производственный процесс, добавляя всё новые требования. Разумеется, это не влияло положительным образом на выполнение сроков поставок. Вдобавок ко всему, иранцы открыто демонстрировали свою восточную неторопливость, мотивируя это национальными особенностями (дескать, деньги заплачены – товар никуда не денется). Доходило до того, что готовые танкетки долгое время дожидались приёмки ИПК, что вызывало не скрытую критику со стороны работников CKD. Вообще руководство фирмы начало относится более осторожно к иранским офицерам, стараясь избежать конфликта.

Вполне естественно, что все перечисленные проблемы вызвали задержку не только в приемке готовой продукции, но и в отгрузке её заказчику. Перед отправкой танкетки и танки были частично разобраны и аккуратно упакованы в деревянные ящики. Вначале их доставляли по железной дороге в порт Бремен или Гамбург и уже там грузили на корабль, идущий в Персидский залив. По прибытии боевые машины собирались чехословацкими и немецкими рабочими и снова по железной дороге отправлялись в Тегеран. Конечным получателем были два элитных танковых полка иранской армии, которые получили на оснащение одинаковое количество танков и танкеток.

Итак, первые 12 танкеток AH-IV покинули сборочный цех в Сланы 17 августа 1936 г. (то есть, с опозданием на месяц). Следующие 15 были отправлены 15 сентября и ещё 21 машина – 3 ноября. Первый прототип, подаренный шаху, был передан армии и использовался для обучения экипажей, а две последние танкетки из-за проблем с двигателем прибыли в Иран только в начале 1937 г. Как указывалось ранее, вооружение поставлялось отдельно. Пулеметы ZB-53 снимались с танкеток перед отправкой и грузились на корабль вместе с боеприпасами. Вся партия пулеметов прибыла в течении июня - июля 1936 г.

Окрашивались иранские танкетки предельно просто. Все внешние поверхности были серого цвета (medium gray), на борта башни наносилось эмблема в виде шахской короны и трехзначный тактический номер иранской нумерации. На нижнем лобовом и нижнем кормовом (справа) бронелистах находился регистрационный номер белого цвета в черном продолговатом прямоугольнике с белой окантовкой. Такая схема сохранялась вплоть до 1940-х гг., когда танкетки были перекрашены в более темный тон, возможно цвета хаки. По крайней мере, об этом свидетельствует единственная сохранившаяся послевоенная фотография.

В течении лета 1937 г. бригады рабочих от фирм CKD, Skoda и ZB не покладая рук трудились над сборкой прибывших машин. Попутно им предстояло проводить ремонт танкеток, которые были явно не предназначены для эксплуатации в жарком климате, да ещё под командованием неопытных экипажей. Наибольшее количество проблем было от МТО. Радиаторы, поставляемые фирмой Flieder, часто ломались и текли, перегревались двигатели, выходила из строя электросистема. И всё же, обучение экипажей проводилось довольно быстрыми темпами.

Чехословацкие танки TNH и танкетки AH-IV вошли в состав 1-го и 2-го танковых дивизионов (по 25 машин в каждом) и составили, таким образом, основу иранских бронетанковых сил на ближайшее десятилетие. В обучении личного состава принимали участие чехословацкие офицеры и техники, но всё равно подготовка иранских танкистов была не на высоком уровне. Впоследствии был поднят вопрос о поставке дополнительной партии из танков модернизированной модели TNHPS, но из-за немецкой оккупации этот план реализован не был. Единственным улучшением TNH стала установка в 1940 г. немецких радиостанций фирмы Telefunken. Первая демонстрация новых танков иранской армии состоялась на военном параде 22 февраля 1938 г.

К 1938 г. иранская армия насчитывала 100 тыс. человек, что позволило сформировать семь дивизий и несколько независимых полков. По планам командования каждая дивизия должна была получить по 25 танкеток, а полки – по 6 танкеток. Для реализации этого плана с фирмой CKD предстояло заключить контракт ещё на 300 машин, причем улучшенной «румынской» версии с коробкой передач Praga-Wilson. Учитывая политическую и военную обстановку в Европе выполнить этот заказ чешская сторона не смогла. Представители ИПК оставались на территории Чехословакии вплоть до 1940 г., после чего были вынуждены покинуть страну.

Оккупация Чехословакии и последующие события, впрочем, не означали прекращения сотрудничества. В 1940 г. иранский шах Реза стал налаживать дружественные отношения с Германией. На этот шаг его подтолкнуло постоянное присутствие в Иране британцев, контролировавших большую часть ресурсодобыващих компаний и производственных мощностей. С немцами удалось договориться о продолжении поставок не только запасных частей, но и оборудования. Так, легкие танки TNH были оснащены немецкими радиостанциями Telefunken.

В ответ на эти недружественные шаги в 25 августа 1941 г. в Иран вторглись советские и британские войска, разделив страну на две зоны влияния. Иранские танки оставались в местах постоянной дислокации и встреч с советскими Т-26, которые составляли основу сил вторжения, им удалось избежать. После переформирования армии эксплуатация танкеток AH-IV продолжилась. Последние машины были списаны в начале 1950-х гг., причем последний контракт на поставку запасных частей датируется 1947 годом (!), правда неизвестно, выполнила ли его фирма CKD.

 
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
   
Литература и источники:
 
 
 
 
 
 

наверх